Виктория Ермолина
Содержательные аспекты в социальном воспитании образовательной программы «Детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст- яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Поэтому важно создать детям наилучшие условия для успешного жизненного старта. Коллектив детского сада постоянно работает над обеспечением не только присмотра и ухода за детьми, но и созданием образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника.
Публикация «Содержательные аспекты в социальном воспитании образовательной программы „Детство“» размещена в разделах
Основная образовательная программа ДОУ разработана на основе комплексной образовательной программы «Детство» Т. И. Бабаевой.
Цель программы «Детство»: обеспечение всестороннего развития ребенка в дошкольный период: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, -через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.
В рамках реализации программы решаются следующие задачи социального воспитания:
- укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
- органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Девиз программы “Детство”: “Чувствовать -Познавать -Творить”. Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.
Данная программа ориентирована на современного ребенка. Современный ребенок — маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, полезности, эстетичности, познания. Современные дети ориентированы на будущее. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности — они с уверенностью смотрят в будущее. Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но в отличие от сверстников прошлых лет он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он — носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых. Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада — как раз то место, где он реализует принципиальные для себя потребности. Поэтому детский сад — это вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется.
Организованная образовательная деятельность в программе “Детство” проходит в соответствии с требованиями ФГОС ДО и СанПин. Обучение детей строится как увлекательная игра.
Деятельность в условиях развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного и к самостоятельной деятельности.
Все содержание программы условно объединяется вокруг пяти образовательных областей:
• познавательное развитие;
• социально-коммуникативное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
«Детство» -программа с выраженной гуманистической направленностью.
Педагоги делают акцент на приобщении детей к добру, красоте,
ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у
ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание
совершать добрые дела, участвовать в охране окружающей среды. Детский сад –это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении.
Основное общеобразовательное содержание программы «Детство»
педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми
деятельности, путём интеграции естественных для дошкольников видов
деятельности, главными из которых является игра.
Обучение детей строится как увлекательная игровая и проблемно-ролевая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
В ближайшем окружении от детского сада находятся: Тамбовская областная детская библиотека, стадион «Динамо», ТГУ им. Г. Р. Державина, ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г. Тамбова» - поликлиника детская № 2, Тамбовский колледж исскуств, Тамбовская детская художественная школа. Такое удобное расположение дат нам возможность привлекать ресурсы социального партнерства для разностороннего развития наших воспитанников, их социализации, а также совместно с вышеперечисленными организациями и семьями воспитанников разрабатывать и реализовывать различные социальные проекты, акции и мероприятия социального характера. Участие воспитанников в городских мероприятиях способствует развитию активной жизненной позиции ребенка, уверенности в себе.
Большую роль в социальном воспитании детей выполняет взаимодействие с семьями воспитанников и сотрудничество с родительской общественностью. В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой. Семьи воспитанников активно привлекаются к участию в мероприятиях, жизни детского сада. Именно совместная работа с семьей создает условия для благоприятного перехода в школьную жизнь и успешной социализации воспитанников.