Любовь Наговицына
Адаптация ребёнка в социальном центре для несовершеннолетних
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное учреждение «Социально – Реабилитационный Центр для Несовершеннолетних»
Программа
Младший дошкольный возраст
По разработке О. Г. Заводчиковой
Подготовила: Наговицына Л. М.
Ижевск 2010-2012
Пояснительная записка
Публикация «Адаптация ребёнка в социальном центре для несовершеннолетних» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Уголки и центры в группах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Адаптационный период - один из самых сложных периодов в жизни ребёнка. Ребёнок, переходящий в новые условия жизни, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя, напряжённое состояние, ребёнок попадает под целый ряд комплекс воздействий.
Ребёнок в период адаптации – живая модель стрессового материала. Стресс – это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим.
Ребёнок попавший в наш центр получает мошнейший стресс, так как оторван от семьи, от дома, попал в незнакомое место, здесь чужие тёти и дяди. Ребёнок как правило замкнут, стеснителен, либо агрессивен.
Цель:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
2. Работа со специалистами учреждения (психолог,социальный педагог, другие специалисты);
3. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребёнок-взрослый» и «ребёнок-ребёнок»;
Задачи:
• формирование эмоционального контакта;
• формирование доверия к взрослым;
• развитие эмоционального общения;
• воспитание доброты, ласки;
• формирование коммуникативных навыков, умения просить о помощи;
• развитие творческих способностей;
• развитие подвижности;
• развитие речевой активности;
Форма работы:
• игры и упражния
Методы и приё мы:
• Показ действий;
• Рассказ и объяснение;
• Работа с игрушками;
• Похвала;
• Игровой, словесный, наглядный;
Прогнозируемый результат:
В результате процесса привыкания, ребёнок поступивший в реабилитационный центр, благодаря эмоционально атмосферы в группе, со стороны взрослых - будет чувствовать доброту и ласку, станет намного общителен, сформируется доверие к взрослым; разовьются коммуникативные навыки, умение просить о помощи; будет развитие творческих способностей, подвижности и развитие речевой активности;
Техническое оснащение:
Музыкальные инструменты: погремушки, колокольчик;
Спортивное оборудование: мяч, ленты;
Игрушки: кукла, мишка, собачка;
Шары воздушные, зонт, мыльные пузыри, увеличительное стекло, корзина;
Предметы для рисования и аппликации;
Список литературы
1. Заводчикова О. Г. «Адаптация ребёнка в детском саду», Москва «Просвещение» 2007г.
2. Буянов М. И. «Ребёнок из неблагополучной семьи: записки детского психолога» 2001г.
3. Славина Л. С. Трудные дети. – М. -Воронеж, 1998.
4. Спиваковская А. С. Нарушения игровой деятельности. – М., 1980.
5. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей //Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., 1981.
6. Развивающие игры с малышами до трех лет / Сост. Т. В. Галанова. Ярославль, 1998.
7. Руденко В. И. Веселый детский сад. Ростов н/Д, 2000.
8. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи до-школьников. М., 1999.
9. Синкевич Е. А., Большева Т. В. Физкультура для малышей. СПб., 1999.
10. Ткаченко Т. Использование физминуток для развития паль-цевой моторики у дошкольников с нарушением речи // Дошкольное воспитание. 1989. № 3.
11. Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. СПб., 2000.
12. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. СПб., 2000.
13. Франио Г. С, Лифиц И. В. Методическое пособие по ритмике. М., 1995.
Игы и упражнения в адпационный период
«Иди ко мне»
Ход игры: Взрослый отходит от ребёнка на несколько шагов и манит его к себе, лаского приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребёнок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля подошёл!» Игра повторяется.
«Пришёл петрушка»
Материал:игрушка Петрушка, погремушки.
Ход игры: Воспитатель приносит игрушку Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздаёт погремушки детям. Они вместе с Петрушкой гремят погремушками, радуются.
«Выдувание мыльных пузырей»
Ход игры: Воспитатель выдувает мыльные пузыри. Дети бегают за ними и лопают. А также учит детей выдувать пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для речи)
Другой вариант игры: с воздушными шариками.
«Хоровод»
Ход игры: Воспитатель держит ребёнка за руки и вместе с ним ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Чтоб на землю повалились.
Бух.
При произнесении последней фразы падают на землю.
«Покружимся»
Материал: два игрушечных мишки.
Ход игры: Воспитатель берёт мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Даёт другого мишку ребёнку и просит так же покружиться, прижимая к себе игрушку.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребёнок вслед за ним выполняет те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
«Прячем мишку»
Материал: Большая игрушка.
Ход игры: Воспитатель прячет знакомую игрушку так, чтобы её немного было видно. Затем спрашивает, где игрушка, и ищет его вместе с ребёнком. Когда ребёнок найдёт игрушку, взрослый прячет её так, чтобы искать было сложнее. После игры с игрушкой прячется сам воспитатель и громко произносит: «Ку-ку!» Когда ребёнок находит взрослого, то затем предлагается спрятаться ребёнку.
«Солнышко и дождик»
Ход игры: Дети присаживаются на корточки по зади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки стены комнаты, и смотрят в «окошко» (отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу «Дождик! Скорей домой!» бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.
«Поезд»
Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть в поезд и говорит детям: «Я- поровоз, а вы вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель везёт поезд сначала в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
«Хоровод с куклой»
Материал: Кукла средних размеров.
Ход игры: Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берёт куклу за одну руку, другую даёт ребёнку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию.
«Догонялки»
Материал: Кукла средних размеров.
Ход игры: Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться. Кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает иговорит: «Вот мои ребятки!»
«Солнечные зайчики»
Материал: Маленькое зеркальце.
Ход игры: Воспитатель зеркальцем пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.
«Игра с собачкой»
Материал: Игрушечная собачка.
Ход игры: Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это пёсик к нам,
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапку!
Затем подходит с собачкой к ребёнку, имя которого названо, предлагает взять её за лапку, покормить. Приносит миску с воображаемой едой. Собачка ест суп, лает, говорит ребёнку «Спасибо»
«Собирание сокровищ»
Материал:Корзина.
Ход игры: На прогулке воспитатель собирает вместе с ребёнком сокровища (камешки, стручки, веточки, листья, корешки) и складывает их в корзину. Выясняет, какие сокровища вызывают у ребёнка наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо сокровище и просит его достать из корзины.
«Делаем коллаж»
Материал: различный бросовый материал.
Ход игры: Воспитатель растилает лист бумаги на столе. Предлагает ребёнку наклеить любые предметы. Завершённый коллаж предлагается ребёнку кому-нибудь подарить.
«Ловись рыбка!»
Материал: игра «Рыболов»
Ход игры: Предлагается вытянуть ребёнку рыбок (больших или маленьких, либо морских обитателей, по цвету и т. д.) В конце каждого действия: «Молодец! Вот сколько поймал!»
«Кто в кулачке?»
Ход игры: Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребёнку несколько раз, как это сделать, просит его повторить. Затем взрослый читает стишок и вместе с ребёнком выполняет движения :
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть сверчок?
(Сжать пальцы в кулак.)
Ну-ка, ну-ка вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай!
(Выставить большой палец вперёд).
«Покатаемся на лошадке»
Материал: Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребёнка на колени)
Ход игры: Воспитатель сажает ребёнка на лошадку или колени и говорит:
«Маша едет на лошадке, нно-нно» (Произносит тихим голосом) Ребёнок повторяет тихо : «нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребёнка.) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно.
«Дуть во что-нибудь и на что-нибудь»
Ход игры: Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломенку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребёнка. Дует на цветок или травинку. Ребёнок повторяет за взрослым.
«Книжка-угадайка»
Материал: Записная книжка с проволочной с пиралью.
Ход игры: В записной книжке через страницу (на правой стороне) наклеивают картинки с изображением известных ребёнку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края.
Рассматривая книжку вместе с ребёнком, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребёнок старается догадаться, что изображено на картинке.
«Забава с увеличительным стеклом»
Материал: Увеличительное стекло.
Ход игры: На прогулке воспитатель даёт травинку. Предлагает посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы –это очень привлекает внимание ребёнка. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок, кору дерева, кусочек земли, насекомых, и т. д.
«Прогулки по очертаниям разных фигур»
Материал: Широкая лента (тесьма).
Ход игры: С помощью ленты на полу изображают круги, квадраты, треугольники и т. д. Воспитатель показывает ребёнку как идти по ленточке (начинают с круга). Взрослый берёт ребёнка за руку, идё т вместе с ним и поет на любой мотив: «Мы идём по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля. Мы идём по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля». Так проходят все фигуры. Затем воспитатель пробует вместе с ребёнком пройти по лентам, пятясь назад, боком на цыпочках, перепрыгивая через фигуру и т. д. ти
«Чертим разные фигуры»
Материалы: Принадлежности для рисования (бумага. Мягкие цветные карандаши).
Ход игры: Воспитатель садится с ребёнком за стол. Рисует на бумаге круг и после того, как закончит рисунок, говорит: «Какая хорошая получилась картинка» и т. д.
«Передай колокольчик»
Материал: Колокольчик.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я назову, будет звонить в колокольчик. Таня,иди и возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребёнка, называя по имени (или показывая рукой).
«Зайка»
Ход игры: Дети, взявшись за руки, вместе ходят с воспитателем по кругу. Один ребёнок (зайка) сидит в кругу на стуле (спит). Педагог поё т песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. Зайка встаёт и выбирает ребёнка, называя его по имени, а сам встаёт в круг. Игра продолжается.
«Мяч в кругу»
Материал: мяч
Ход игры: Дети садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.
«Все дальше и выше»
Материал: Яркий мяч.
Ход игры: Ребёнок сидит. Воспитатель. Стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Ребёнок ловит мяч.
«Еле-еле, еле-еле»
Ход игры: Дети вместе со взрослым бегут по кругу, держась за руки. Воспитатель говорит или поё т:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу сначала все быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются.
«Мы топаем ногами»
Ход игры: Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с растановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем.
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
(Дети берутся за руки, образуя круг)
Мы бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!» Все останавливаются. Игра повторяется.
«Под зонтом»
Материал: Зонт.
Ход игры: Взрослый показывает детям яркий зонт и говорит: «Ой, кажется, дождик капает. (Вытягивает руку, проверяет, идет ли дождь.) Дождь пошел. Надо скорее зонтик открыть, своих ребяток спрятать от дождя. Зонтик, открывайся быстрее! Открылся! Скорее бегите ко мне под зонт! Всех спрячу (наывает имена детей). Вот как хорошо. Все спрятались под зонт.
Все, дождик кончился. Можно теперь и побегать по лужам. Все побегали? Ой, кажется, опять дождик начинается. Скорее прячтесь ко мне под зонтик!»