Олеся Апраксина
Содержание примерной адаптированной основной образовательной программы для слабослышащих детей
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание (тезисно) Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для слабослышащих детей : общие особенности; целевой раздел; содержательный раздел; организационный раздел.
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования глухих детей (далее – ПрАООП ДО, Примерная адаптированная программа) представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения глухих детей от 2-х месяцев до 8 лет с учетом особенностей их психофизического развития и специфических образовательных потребностей, обеспечивающую развитие личности глухих детей раннего и дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности. Примерная адаптированная программа – это учебно-методическая документация, определяющая объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования глухих детей в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности. Примерная адаптированная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»1 и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования2 (далее – ФГОС ДО, Стандарт). Данная Адаптированная программа подготовлена с учетом особенностей развития и образовательных потребностей глухих детей без выраженных дополнительных отклонений в развитии, отстающих от возрастной нормы, но имеющих перспективу сближения с ней при систематической и максимальной специальной помощи. Для глухих детей без выраженных дополнительных отклонений в развитии, по уровню общего и речевого развития приближающихся к возрастной норме, рекомендуется при реализации образовательного процесса использовать Примерную адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей. Для глухих детей с выраженными дополнительными отклонениями в развитии (комбинации нарушений слуха с задержкой психического развития (далее - ЗПР, легкой умственной отсталостью, нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата, сочетающимися с интеллектуальной недостаточностью и др., значительно отстающих от возрастной нормы, перспектива сближения с которой маловероятна даже при систематической и максимальной специальной помощи, в дополнение к Адаптированной программе, разработанной с учетом данной ПрАООП, рекомендуется разработать индивидуальный образовательный маршрут (индивидуальную образовательную траекторию развития) – см. Приложение 1 к ПрАООП. В тех случаях, когда у глухого ребенка раннего или дошкольного возраста отмечается сложный дефект, развитие ребенка несопоставимо с возрастной нормой, следует либо разработать для ребенка специальную индивидуальную программу развития (СИПР, либо рекомендовать примерную адаптированную образовательную программу дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития. При работе с детьми после операции кохлеарной имплантации (КИ) дошкольным образовательным организациям необходимо использовать особый подход и особые организационные формы. Рекомендации по выбору Примерной адаптированной программы должны быть определены при обследовании ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с учетом всех факторов, определяющих возможности адаптации ребенка в образовательной организации и способствующих его развитию. При создании условий для работы с глухими детьми-инвалидами, осваивающими Примерную адаптированную программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (ИПРА). Примерная адаптированная программа не рассматривается как технология дошкольного образования глухих детей в строгом смысле, поскольку может обеспечивать достижение желаемых результатов только в форме целевых установок с учетом индивидуальных психофизических особенностей каждого глухого ребенка, его особых образовательных потребностей. По своему организационно-управленческому статусу Примерная адаптированная программа, реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой. Рамочный характер Примерной адаптированной программы раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей глухих детей раннего и дошкольного возраста, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Содержание Примерной адаптированной программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Публикация «Содержание примерной адаптированной основной образовательной программы для слабослышащих детей» размещена в разделах
Целевой раздел включает пояснительную записку и планируемые результаты 5 освоения Примерной адаптированной программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Примерной адаптированной программы, значимые для разработки и реализации Примерной адаптированной программы характеристики, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации Примерной адаптированной программы, которые отражают следующие аспекты образовательной среды : предметнопространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (программу коррекционноразвивающей работы). Примерная адаптированная программа определяет примерное содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей глухих детей в различных видах деятельности, таких как: – игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры, – коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми, – познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними, а также такими видами активности ребенка, как: – восприятие художественной литературы и фольклора, – самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, – конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, – изобразительная (рисование, лепка, аппликация, – музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах, – двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержательный раздел включает программу коррекционно-развивающей работы, которая является неотъемлемой частью Примерной адаптированной программы в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей 6 направленности, а также: - обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала; - учитывает особые образовательные потребности глухих детей раннего и дошкольного возраста, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
В Организационном разделе Примерной адаптированной программы представлены условия реализации программы и ее материально-техническое оснащение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогические, кадровые и финансовые условия реализации программы. В части финансовых условий описаны особенности финансово-экономического обеспечения дошкольного образования глухих детей, дано определение нормативных затрат на оказание государственной услуги по дошкольному образованию глухих детей в дошкольной образовательной организации (далее – Организация). Примерная адаптированная программа может быть реализована следующим образом : – в группах компенсирующей направленности (воспитываются только дети с нарушенным слухом) – обучение по Примерной адаптированной программе; – в группах комбинированной направленности (воспитываются дети с нормальным и нарушенным слухом) – обучение по Примерной адаптированной программе на фронтальных и индивидуальных занятиях сурдопедагога с глухими детьми и по основной образовательной программе для нормально развивающих детей на совместных занятиях слышащих детей и глухих детей; – в группах общеразвивающей и оздоровительной направленности (воспитываются слышащие дети и 1-2 глухих ребенка с высоким уровнем общего и слухоречевого развития) – обучение по основной образовательной программе с индивидуальным сопровождением на совместных занятиях с нормально развивающимися детьми и по Примерной адаптированной программе на подгрупповых и индивидуальных занятиях сурдопедагога и других специалистов. Объем обязательной части примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования глухих детей должен составлять не менее 60% от ее общего объема. Объем части адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования глухих детей, формируемой участниками образовательных 7 отношений, должен составлять не более 40% от ее общего объема. В соответствии с Примерной адаптированной программой описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей рекомендуется включать в часть, формируемую участниками образовательных отношений самостоятельно. Примерная адаптированная программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации основной образовательной программы Организации. Система оценивания качества реализации программы Организации направлена, в первую очередь, на оценивание созданных Организацией условий внутри образовательного процесса. Примерная адаптированная программа завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и развитию. Примерная адаптированная программа обеспечивает преемственность с основной общеобразовательной программой начального общего образования для глухих обучающихся. Образовательные области, обозначенные Стандартом, соотносимы с предметными областями ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.