Ирина Уткина Валерьевна
Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня
Процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Дошкольная жизнь – это игра, труд, занятия. Приобретаемые по математике знания следует использовать в разных условиях, что делает их более значимыми для детей и прочными. Важно дать детям почувствовать практическое значение математики в жизни каждого человека. Для того чтобы разнообразить процесс обучения, избавить детей от лишней официальности и повтора, повысить уровень эффективности восприятия и запоминания основных математических азов, целесообразно использовать игры и игровые приемы во всех режимных моментах.
Публикация «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня» размещена в разделах
Можно выделить формы, в которых закрепляются, усугубляются и расширяются математические знания, полученные на занятиях:
Проведение прогулок и экскурсий
• Участие в различных видах труда
• Сюжетно-ролевая игра
• Математические развлечения
• Игры с математическим содержанием
Прогулки и экскурсии.
Прогулки и экскурсии- богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок обращается внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай сколько проехало машин, сравни по высоте дерево и дом, сколько этажей в доме напротив и т. д.).
Хозяйственно бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
Во время сборов на прогулку уточнение понятий:
• Количественный счет (сосчитаем пуговицы, кофты);
• Длинны (у кого длиннее пальто, носки, подошва);
• Формы (какой платок);
• Пара (считаем сапожки, варежки);
• Долго и быстро (одевание на время).
При сервировке стола:
• Сравнение равночисленности множеств (количество вилок и ложек, столов и стульев, приборов);
• Размера (чайная и столовая ложка);
• Формы (на что похожи салфетки).
Труд в уголке природы:
• Подсчет количества листьев, бутонов.
Математические театры.
Сказка помогает закрепить знания детей о временных отношениях («сначала – потом», пространственных отношениях («впереди-сзади», свойствах предметов (семечка маленькая – репка большая, количественных понятий (один, много). Можно использовать сказки, где математические понятия являются героями, например сказка «Домик для круга, треугольника и квадрата».
Виды математических театров:
• Плоскостной
• Би-ба-бо
• Театры с сюжетами знакомых сказок («Репка», «Теремок», «Три медведя»)
• Цифры – персонажи
• Геометрический театр
Сюжетно-ролевая игра:
Одно из эффективных средств в закреплении и умении использовать математические понятий является использование сюжетно-дидактических игр, например: «Магазин», «Семья», «Сбербанк», «Почта» и т. п. В этих играх дети учатся пользоваться определенным количеством предметов, соотносить их по форме, величине, пространственной расположенности в зависимости от целей игры, применять полученные знания.
Математические развлечения:
Позволяют педагогу расширить и углубить знания старших дошкольников, активизировать мыслительную деятельность, воспитывать интерес к математике.
Дидактические игры с математическим содержанием.
Условно можно разделить на следующие группы:
• Игры с цифрами и числами;
• Игры-путешествия во времени;
• Игры на ориентацию в пространстве;
• Игры с геометрическими фигурами;
• Игры на логическое мышление.
В заключение стоит отметить, что использование в режимных моментах разнообразных приемов, методов и средств позволяет без особых интеллектуальных, эмоциональных и психических нагрузок детям усваивать математические понятия.
Спасибо за внимание!