Марина Жуланова
Содержание, организационные формы и методы профессиональной ориентации старшеклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Самоопределение личности в значительной мере обусловливается ролью профессиональной ориентации в жизни каждого человека. Профессиональная ориентация старшеклассников устанавливает направление для самореализации, карьерного роста, профессиональной состоятельности, образа жизни, счастья, успеха, финансовой независимости человека.
Сложность социально-экономических процессов в России, увеличение темпа жизни человека, повышение требований к каждому представителю общества, высокий уровень конкурентоспособности специалистов – профессионалов существенно сказывается на образовании молодежи и ее профессиональной ориентации. В последние десятилетия наблюдается повышение значимости высшего образования. Старшеклассники выбирают профессии актуальные, необходимые, пользующиеся популярностью сегодня. К сожалению, часто их профессиональная мотивация носит формальный характер. Привлекаемые престижностью, материальным достатком, внешними атрибутами профессии, молодые специалисты оказываются не готовы к профессиональному труду.
Публикация «Содержание, организационные формы и методы профессиональной ориентации старшеклассников» размещена в разделах
Работа социального педагога требует в первую очередь организацию профилактической работы. Целенаправленная деятельность социального педагога со старшеклассником и его окружением, многообразие и вариативность форм организации социально-педагогической помощи осуществляют комплексный подход к решению проблем старшеклассников в профессиональной ориентации. Социально-педагогическая помощь будет эффективной при полном содействии, сотрудничестве и доверительных отношениях между педагогами, родителями и старшеклассниками. Профессиональная ориентация старшеклассников будет зависеть от степени сформированности личностных качеств и социальной среды. В социально-педагогической помощи старшеклассникам важно учитывать не только рациональные моменты, связанные с определением жизненных целей и планов, но и эмоциональные особенности личности.
Нами было проведено экспериментальное изучение проблемы профессиональной ориентации старшеклассников, в исследовании принимали участие обучающиеся 10 классов, в количестве 36 человек. Для выявления интересов и профессиональных склонностей старшеклассников, нами были использованны следующие методики : Методика «Диагностика структуры сигнальных систем», матрица выбора профессии (Г. В. Резапкина)
На основе выводов констатирующего эксперимента, можно сказать, что знания старшеклассников о профессиях и сферах деятельностях, в которых они реализуются носят поверхностный характер. Эти знания сложились на основе рассказов родителей, друзей, СМИ; слабо проявляется интерес к новым актуальным профессиям и отсутствует понимание развития способностей, позволяющих более конкретно определить подходящую профессию, которая бы позволила полноценно раскрыться и самореализоваться личности подростка. Однако, половина школьников показали средние результаты, мы можем сказать, что данные учащиеся имеют достаточно хорошие, но неполные знания о необходимости развития профессиональных склонностей и интересов, а также представления о сущности профессии, в которой они хотят реализоваться в дальнейшем, однако часто данные знания не соотносятся с реальностью, оставаясь на уровне только общих умозрительных представлений, не проявляясь в суждениях.
На основе полученных данных мы разработали и начали внедрять программу мероприятий по социально - педагогической помощи в профессиональной ориентации старшеклассников. Цель программы по развитию профессиональной ориентации старшеклассников заключалась в формировании целостного представления о различных сферах профессиональной деятельности и развитии знаний о различных профессиях для дальнейшего самоопределения школьников.
Для выявления эффективности, используемой программы, был проведен контрольный срез с учащимися старшего школьного возраста. По сравнению с констатирующим этапом эксперимента результаты контрольного этапа стали выше. В целом нужно сказать, что у школьников контрольной группы профессиональные склонности развиваются случайно – то есть внешняя деятельность, поведение и обусловливающая их мотивация не соответствуют друг другу; либо адекватные мотивы развития профессиональных склонностей не осознаются личностью в полной мере. А у школьников экспериментальной группы развитие профессиональных склонностей основано на познавательных мотивах, знания носят системный характер.
Список использованной литературы
1. Взаимодействие общеобразовательной школы и специальных учебных заведений в профессиональной ориентации молодежи : Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 2009. – 98 с.
2. Виноградова, Г. Р. Программа профессиональная ориентация старшеклассников «Я выбираю профессию» [Текст] / Г. Р. Виноградова // Воспитание школьников. – 2012. -№4. – С. 42.
3. Гончаров, B.C. Профконсультация и выбор профессии старшеклассниками. Психолого-педагогические проблемы трудового воспитания, обучения и профориентации школьников. Народное образование [Текст] / В. С. Гончаров // Вопросы психологии. – 2011. – №11. - С. 84.