Юлия Кольнова
Содержание образовательной деятельности детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Титульный лист
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи программы
1.3. Планируемые результаты освоения содержания образовательной области «Физическое развитие» в конкретной возрастной группе.
1.4. Инструментарий для проведения диагностики и отслеживания процесса развития дошкольников. (Приложение 1)
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Публикация «Содержание образовательной деятельности детей 4–7 лет» размещена в разделах
2.1. Содержание образовательной работы по образовательной области «Физическое развитие» с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ.
• Образовательная область «Физическое развитие»
2.2. Календарно -тематическое планирование НОД занятий физической культурой.
2.3. Развёрнутый комплексно-тематический план НОД занятий физической культурой. (Приложение 2)
2.4. Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушения развития детей.
2.5. Организация образовательного процесса в соответствии со специфическими видами деятельности конкретной возрастной группы и её направленность. Способы поддержки детской инициативы.
2.6. Вариативные формы реализации ООП ДО ДОУ
2.7. Совместная деятельность родителей и инструктора по физической культуре. Перспективный план работы с родителями. (Приложение 3)
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Программно – методическое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
(Приложение 4 паспорта спортивного зала)
3.2. Циклограмма НОД, утренней гимнастики.
3.3. Режим дня (Приложение 5)
3.4. Традиционные праздники (Приложение 6)
3.5. Перечень литературных источников
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Настоящее планирование образовательной деятельности разработано для детей 4-7 лет в соответствии с ФГОС ДО и основным планированием образовательной деятельности МДОУ «Детский сад № 17» Энгельсского муниципального района Саратовской области на 2021-2022 учебный год.
Содержание дошкольного образования в МДОУ «Детский сад №17» регламентируется действующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 №62296;)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
- Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №17» Энгельсского муниципального района Саратовской области
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Письмо Министерства образования России от 09.08.2000 г. №237 – 23 - 16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы».
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования/ Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию – протокол от 20 мая 2015г. №2/15.
Главная цель образовательного процесса в ДОУ : создание условий для развития у воспитанников познавательной и коммуникативной активности, творческой самореализации и инициативы с помощью современных развивающих технологий.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
• Совершенствовать формы работы по физическому развитию и укреплению здоровья детей и формирования привычек к здоровому образу жизни;
• Совершенствовать работу дошкольников по развитию творческих, коммуникативных и речевых способностей через театрализованную деятельность;
• Формировать ключевые компетентности дошкольников в процессе внедрения технологий ОТСМ-ТРИЗ-РТВ;
• Развивать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы) и знакомство с праздниками и традициями русского народа.
В процессе формирования данного Планирования и построения образовательной деятельности учитывались принципы, в основе которых лежит личностно - ориентированный и системнодеятельностный подходы к развитию ребенка, а также и индивидуальные особенности детей.
Возрастные и индивидуальные особенности детей четвертого года жизни
В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.).
На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игр очень простые и неразвернутые.
Возрастные и индивидуальные особенности детей пятого года жизни
Характеризуется интенсивным ростом и развитием организма. Это один из периодов так называемого кризиса в морфофункциональном развитии ребенка, наиболее благоприятный для качественного скачка в двигательном развитии. В этом возрасте дети способны выделять отдельные элементы движений, что способствует их более детальному осознанию. У детей возникает интерес к результатам движений, правильности их выполнения, появляется естественность, легкость, ритмичность.
Длительность непосредственно образовательной деятельности занятия физической культурой с детьми среднего дошкольного возраста составляет 20 минут. Количество НОД в неделю – 3 раза, в месяц – 12 раз, в год – 108 занятий.
Возрастные и индивидуальные особенности детей шестого года жизни
У старших дошкольников существенно повышается уровень произвольного управления своими движениями. У них появляется интерес к качеству выполнения движений и количественным показателям. Следует приучать детей осмысленно относиться к точному и правильному выполнению движений в соответствии с образцом. Особенно это важно при усвоении новых сложно-координированных двигательных действий: прыжков в длину и высоту с разбега, метания и др.
Большое значение в этом возрасте имеет направленность на достижение коллективного результата при проведении подвижных игр, физических упражнений в соревновательной форме. В процессе коллективных игр и соревнований воспитатель формирует у детей умение проявлять уважение к товарищам, оказывать им необходимую помощь.
Длительность непосредственно образовательной деятельности занятия физической культурой с детьми старшего дошкольного возраста составляет 25 минут. Количество НОД в неделю – 3 раза, в месяц – 12 раз, в год – 108 занятий.
Возрастные и индивидуальные особенности детей седьмого года жизни
Большое значение в этом возрасте имеет направленность на достижение коллективного результата при проведении подвижных игр, физических упражнений в соревновательной форме. В процессе коллективных игр и соревнований инструктор формирует у детей умение проявлять уважение к товарищам, оказывать им необходимую помощь
Длительность непосредственно образовательной деятельности занятия физической культурой с детьми подготовительной к школе группы составляет 30 минут. Количество НОД в неделю – 3 раза, в месяц – 12 раз, в год – 108 занятий.
Возрастные и индивидуальные особенности детей
группы компенсирующей направленности (ОНР, ТНР)
Для всех детей с ОНР характерна общая моторная неловкость. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание.
Дети малоактивны, инициативы в общении не проявляют. Наличие ОНР приводит к стойким нарушениям деятельности общения, затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, создаются проблемы на пути их развития и обучения.
Детям с ОНР, с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, характеризующаяся плохой координацией сложных движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Им трудно выполнять такие движения, как перекатывание мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Также наблюдается недостаточный самоконтроль при выполнении заданий. Недостаточная координация движений отмечается во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляторной. Отставание в развитии двигательной сферы выражается в трудностях выполнения движения по словесной и особенно многоступенчатой инструкциями (может нарушаться последовательность, опускаться одна из составных частей серии, отсутствовать самоконтроль при выполнении задания). Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.
Длительность непосредственно образовательной деятельности занятия физической культурой с детьми логопедической группы (6-7 лет) составляет 30 минут. Количество НОД в неделю – 3 раза, в месяц – 12 раз, в год – 108 занятий.
1.2. Цели и задачи программы
Задачи образовательной деятельности с детьми 4-5 лет :
Учить детей согласовывать свои действия с движениями других – начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп.
Учить детей реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним.
Учить детей самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения.
Учить детей уверенно, в соответствии с указаниями взрослого выполнять физические упражнения; способствовать желанию ребёнка принимать активное участие в подвижных играх; направленно развивать скоростно-силовые качества детей.
Задачи образовательной деятельности с детьми 5-6 лет :
Развивать умения осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения всех видов упражнений (основных движений, общеразвивающих и спортивных упражнений)
Развивать умение анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей.
Формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях.
Развивать творчество в двигательной деятельности.
Воспитывать у детей стремление самостоятельно организовать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.
Развивать физические качества: координацию, гибкость, общую выносливость, быстроту реакции, скорость одиночных движений, максимальную частоту движений, силу…
Задачи образовательной деятельности с детьми 6-7 лет :
Развивать умение точно, энергично и выразительно выполнять физические упражнения, осуществлять самоконтроль, самооценку, контроль и оценку других детей, выполнять элементарное планирование двигательной деятельности.
Развивать и закреплять двигательные умения и знания правил в спортивных играх и спортивных упражнениях.
Закреплять умения самостоятельно организовать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.
Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.
Развивать физические качества (сила, гибкость, выносливость, особенно, ведущие в этом возрасте быстроту и ловкость, а также координацию движений.
Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Формировать представление о некоторых видах спорта, развивать интерес к физической культуре и спорту.
1.3. Планируемые результаты освоения
содержания образовательных областей
Средняя группа
По мере накопления двигательного опыта дети должны уметь выполнять следующие новые двигательные умения:
1. В двигательной деятельности ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость.
2. Уверенно и активно выполняет основные движения, основные элементы общеразвивающих, спортивных упражнений, свободно ориентируется в пространстве, хорошо развита крупная и мелкая моторика рук.
3. Проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями, настойчивость для достижения хорошего результата, потребность в двигательной активности.
4. Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность.
5. Самостоятельная двигательная деятельность разнообразна.
6. Ребенок проявляет элементарное творчество в двигательной деятельности : видоизменяет физические упражнения, создает комбинации из знакомых упражнений, передает образы персонажей в подвижных играх.
7. С интересом стремится узнать о факторах, обеспечивающих здоровье, с удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи о здоровом образе жизни, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, делает выводы.
8. Может элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
9. Стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации.
10. Умеет в угрожающих здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого.
Старшая группа
По мере накопления двигательного опыта дети должны уметь выполнять следующие новые двигательные умения:
1. Двигательный опыт ребенка богат (объем освоенных основных движений, общеразвивающих, спортивных упражнений).
2. В двигательной деятельности ребенок проявляет хорошую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость.
3. В поведении четко выражена потребность в двигательной деятельности и физическом совершенствовании.
4. Ребенок проявляет стойкий интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, избирательность и инициативу при выполнении упражнений.
5. Имеет представления о некоторых видах спорта.
6. Уверенно, точно, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения, способен творчески составить несложные комбинации (варианты) из знакомых упражнений.
7. Проявляет необходимый самоконтроль и самооценку, способен самостоятельно привлечь внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру.
8. Мотивирован на сбережение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
9. Умеет практически решать некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
10. Готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью).
Подготовительная к школе группа
По мере накопления двигательного опыта дети должны уметь выполнять следующие новые двигательные умения:
1. Двигательный опыт ребенка богат; результативно, уверенно, выразительно с достаточной амплитудой и точно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные).
2. В двигательной деятельности ребенок успешно проявляет быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость.
3. Осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом.
4. Проявляет элементы творчества в двигательной деятельности : самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физических упражнений и игр, через движения передает своеобразие конкретного образа (персонажа, животного, стремится к неповторимости (индивидуальности) в своих движениях.
5. Проявляет постоянно самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему результату, к самостоятельному удовлетворению потребности в двигательной активности за счет имеющегося двигательного опыта.
6. Имеет начальные представления о некоторых видах спорта.
7. Имеет представления о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его.
8. Владеет здоровье сберегающими умениями: навыками личной гигиены, может определять состояние своего здоровья.
9. Может оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать ее, приложить холод к ушибу, обратиться за помощью ко взрослому).
1.3 Инструментарий для проведения диагностики и отслеживания процесса развития дошкольников
В ходе образовательной деятельности педагог выстраивает индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого специалисту необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, реализация планирования образовательной деятельности предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Важным условием успешного физического воспитания дошкольников является диагностическая работа, которая осуществляется инструктором по физической культуре совместно с воспитателями и медицинским работником ДОУ. Диагностика физического воспитания рассматривается как деятельность, направленная на изучение и комплексную оценку исходного физического состояния ребенка. Эти знания необходимы педагогу для того чтобы индивидуализировать процесс физического воспитания ребенка: построить гибкий распорядок дня, дифференцировать условия жизни и воспитания, подобрать закаливающие мероприятия с учетом здоровья детей, обеспечить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательно-игровой и учебной деятельности.
Мониторинг физического развития дошкольников позволяет инструктору по физкультуре:
• определить уровень физического развития детей на начало и конец года;
• выявить динамику изменения уровня физического развития;
• оценить технику владения основными движениями;
• спланировать индивидуальную работу по формированию физических качеств;
• скорректировать план физкультурно-оздоровительных мероприятий;
• определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия (дополнительные оздоровительные занятия для ослабленных и часто болеющих детей);
• определить интерес детей к занятиям физической культурой;
• определить упущения в работе по физическому воспитанию.
Дать характеристику физического состояния организма в процессе физического воспитания можно проследив динамику физического развития, физической активности и физической подготовленности ребенка.
Мониторинг физической подготовленности и развития детей проводится 3 раза в год, это первичный (сентябрь, вторичный (май) и 1 промежуточный в январе, для детей, показавших низкий или ниже среднего уровень освоения образовательной программы.
В своей работе я осуществляю диагностику на основании «Общероссийской системы мониторинга физической подготовленности детей в возрасте от 4 до 17 лет» в издательстве ТарасовойТ. А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». Творческий центр. Сфера Москва 2006год.
Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме. В качестве тестового предлагается бег на 30 м. ,; подъём туловища за 30 сек. из положения – лёжа на спине; прыжок в длину с места; метание мяча на дальность; наклон вперёд с измерением глубины.
Подведение итогов проводится по пятибалльной шкале оценки. Пятибалльная система оценки результатов тестирования двигательных навыков позволяет не только получить достаточно объективную картину физической подготовленности детей, но и выявить уровень развития детей группы, сравнить их с показателями детей другой возрастной группы, и даже появляется возможность сравнить уровень физической подготовленности детей всего дошкольного учреждения. Результаты в баллах заносятся в протокол.
Для оценки темпов прироста показателей физических качеств (степени динамики развития физических качеств) использует формулу, предложенную В. И. Усаковым: W= 100(V2-V1) (V1+V2).
Приложение 1
План - график мониторинга качества педагогического процесса
Образовательная
область Содержание (по образовательной программе) Форма
проведения Периодичность Сроки Ответственный
Физическое
развитие 1. Основные физические качества, физическое развитие.
2. Воспитание культурно -гигиенических навыков 3. Формирование основ ЗОЖ 1. НОД
2. Досуг
3. Беседа 2 раза в год Сентябрь
май Инструктор по физкультуре, медсестра
наблюдение 1 раз в год май воспитатель
беседа 1 раз в год май воспитатель