Ирина Градова
Содержание комплексов пальчиковой гимнастики для детей 4-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание комплексов пальчиковой гимнастики для детей 4-го года жизни
КОМПЛЕКС № 1.
Занятия 1-7.
Тема «Мальчик-с-пальчик».
Ход пальчиковой гимнастики
Разминка пальцев : сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Упражнение 1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)
Упражнение 2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет "раз, два, три").
Публикация «Содержание комплексов пальчиковой гимнастики для детей 4-го года жизни» размещена в разделах
Упражнение 3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук : большой с большим, указательный с указательным и т. д.)
Упражнение 4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).
Упражнение 5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
Потешка "ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК"
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.
КОМПЛЕКС № 2
Занятия 8-14.
Тема «Коза, зайцы и белка».
Ход пальчиковой гимнастики
Разминка пальцев : сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Упражнение 1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
Упражнение 2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
Упражнение 3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
Упражнение 4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
Упражнение 5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
Потешка "БЕЛКА"
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
КОМПЛЕКС № 3
Занятия 15-21.
Тема «Котенок».
Ход пальчиковой гимнастики
Разминка пальцев : сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Упражнение 1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
Упражнение 2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
Упражнение 3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
Упражнение 4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).
Упражнение 5. Корни растения (прижать корни - руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
Потешка «КОТЕНОК».
Этот маленький котенок потерял свой свитерок.
Этой маленький котенок теплый потерял носок.
Этот маленький котенок мерзнет в стужу и в мороз.
Этот маленький котенок отморозил себе нос.
Этот маленький котенок заболел: «апхчи», «апчхи».
«Лучше посижу я дома и свяжу себе носки».
(Спрячьте большой палец ребенка в кулачок). Указательным пальцем одной руки ребенка воспитатель по очереди дотрагивается до пальцев другой. Начинайте с мизинца. Поощряйте малыша повторять за вами те же действия.
КОМПЛЕКС № 4
Занятия 22-28.
Тема «Друзья».
Ход пальчиковой гимнастики
Разминка пальцев : сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Упражнение 1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).
Упражнение 2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
Упражнение 3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
Упражнение 4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
Упражнение 5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
Потешка «ДРУЗЬЯ»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
Нам гулять идти пора.
Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.
КОМПЛЕКС № 5
Занятия 29-36.
Тема «Ну-ка, братцы, за работу».
Ход пальчиковой гимнастики
Разминка пальцев : сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Упражнение 1. Замок (на счет "раз" - ладони вместе, а насчет "два" - пальцы соединяются в "замок").
Упражнение 2. Лиса и заяц (лиса "крадется" - все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - перебирая пальцами, быстро движутся назад).
Упражнение 3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
Упражнение 4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).
Упражнение 5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
Потешка «HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ»
Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова рубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить.
А тебе - обед варить.
А малышке - песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.
Упражнения для рук
Упражнение 1
Описание упражнения. Обе руки локтями прижать к себе. Ладошки повернуть друг к другу полукругом. В одну из них вложить мячик (мячик должен быть по размеру ладошки ребёнка). Перекидывать мячик из одной руки в другую, сохраняя положение ладошек. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребёнком, темп его выполнения можно ускорить.
Упражнение 2
Описание упражнения. Обе руки локтями прижать к себе. Ладошки повернуть вверх, приняв положение “лодочки”. В одну из ладошек вложить мячик. Перекидывать мячик из одной ладошки в другую, постоянно удерживая исходное положение «лодочка». Когда идет перекидывание мячика, ладошку, которая делает бросок, необходимо слегка поворачивать и стараться, мячик высоко не подкидывать. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребёнком, темп его выполнения можно ускорить.
Упражнение 3
Описание упражнения. Ладошку сделать «лодочкой». В неё вложить мячик. С силой сжать ладошку с мячиком. Затем ладошку разжать. На руке должны остаться вмятинки от колючек мячика. Следить за тем, чтобы ребенок старался сжимать мячик одной рукой. Упражнение повторить 8-10 раз одной рукой, потом тоже повторить другой рукой. Потом можно предложить выполнить это упражнение двумя руками сразу же.
Примечание. Чтобы ребенок понял, с какой силой необходимо сжимать мячик, взрослый сначала сам выполняет это упражнение, демонстрируя ребенку вмятинки на своей ладошке от колючек мячика. Обратите внимание ребенка на то, что при правильном выполнении этого упражнения, ему будет больно. Это делается для того, чтобы ребёнок почувствовал момент, когда у него рука напряжена (сжимает мячик и при этом ему больно, а когда рука расслаблена и мячик свободно лежит в ладошке.
Упражнение 4. «Скатаем шарик»
I вариант
Описание упражнения. Обе руки локтями прижать к себе. Пальцы ладошек плотно сжаты друг с другом и напряжены. На левую ладошку положить мячик, сверху прикрыть его другой ладошкой. Делать круговые движения верхней ладошкой по нижней как при лепке шарика из пластилина.
Примечание. Следить, чтобы пальцы обеих рук были сжаты плотно друг с другом и напряжены. Упражнение выполнять внутренней частью ладошки, а не пальцами! Затем поменять положение рук.
II вариант
Описание упражнения. Локти поставить на стол, ладошками напротив друг друга. Между ними вложить мячик. Делать движения обоими ладошками вверх-вниз.
Примечание. Следить, чтобы пальцы обеих рук были сжаты плотно друг с другом и напряжены. При выполнении упражнения локти держать на столе. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребёнком, темп его выполнения можно ускорить.
Упражнение 5
I вариант
Локоть левой руки прижать плотно к себе, кисть руки развернуть ладошкой вверх. Пальцы плотно сомкнуты между собой. Положить на ладошку мячик, второй рукой накрыть мячик. Пальцы верхней ладошки плотно сжаты между собой. Производить движения верхней ладошкой вперёд-назад по длине всей ладони. Следить, чтобы во время выполнения этого упражнения у ребенка не поднималось плечо. То же повторить другой рукой.
Примечание. Упражнение выполнять не торопясь, с хорошей амплитудой движения.
II вариант
Такие упражнения проводятся, когда мячик катают по тыльной стороне ладони. При этом ладошка лежит на столе, тыльной стороной кверху.
Упражнение 6. «Горка»
I вариант
Руку положить на колено, ладошкой кверху. Пальцы плотно сжаты между собой. На руку положить мячик. Другой рукой начинать поднимать мячик до шеи. Затем мячик слегка прижать наклонённой головой. Подержать на счет до 5, а затем «спустить» мячик вниз. Счет постепенно увеличить до 10. То же упражнение выполняется другой рукой. Важно проследить за тем, чтобы ребенок прокатил мячик по всей длине руки.
II вариант
Это же упражнение можно выполнить, повернув одну руку тыльной стороной ладошки кверху.
Пальчиковая гимнастика
Комплекс №1
Мы сегодня рисовали, Плавно поднять руки перед
Наши пальчики устали, собой, встряхнуть кистями;
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Ноги вместе, ноги врозь, разводить и сводить ноги,
Заколачиваем гвоздь. притоптывая. (3-4 раза)
Комплекс №2
Руки подняли и покачали- Плавные покачивания поднятыми
Это деревья в лесу. вверх руками;
Руки нагнули, кисти встряхивание руками перед собой;
Встряхнули. Ветер сбивает росу.
В стороны руки, горизонтальные движения руками
Плавно помашем- вправо- влево;
Это к нам птицы летят.
Как они сядут,тоже покажем приседание;
Крылья сложили назад. Руки за спину.
Комплекс №3
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора