Сагалиева Надежда
Картотека комплексов пальчиковой гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека комплексов пальчиковой гимнастики
Машина
Би - би - би - гудит машина.
(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)
Тук - тук - тук - мотор стучит. (ритмично хлопают руками)
- Едем, едем, едем, едем, -
Он так громко говорит. (ритмично потопывают ногами)
Шины трутся о дорогу.
Шу - шу - шу - они шуршат. (потирают ладони)
Быстро катятся колеса.
Та - та - та - вперед спешат. (делают ритмичную «вертушку» руками)
«Утята»
Раз - два - шли утята.
Три - четыре - за водой.
А за ними плелся пятый,
Публикация «Картотека комплексов пальчиковой гимнастики» размещена в разделах
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался -
Громко - громко запищал:
- Пи - пи - пи - не пищи!
- Мы тут рядом, поищи!
(поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого, а со звуков: «Пи - пи - пи…» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)
«Кошки - мышки»
Кошка мышку цап - царап (пальцы обеих рук сжимаются в кулаки)
Подержала, подержала - отпустила (кулаки одновременно разжимаются)
Мышка побежала, побежала (одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук)
Хвостиком завиляла, завиляла
(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону)
До свидания, мышка, до свидания (одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз)
«Лодочка»
Две ладони я прижму
И по речке поплыву (ладони соединить лодочкой)
Две ладони, друзья, -
Это лодочка моя. (выполнять волнообразные движения руками)
Паруса я подниму,
Синим морем поплыву. (поднять выпрямленные ладони вверх, над головой)
А со мною по волнам
Плывут рыбки тут и там. (волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн)
«Игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок. (загибают поочередно все пальчики)
1, 2, 3, 4, 5 (разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать. (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
«На качелях»
Кач - кач - кач - летят качели,
Так захватывает дух! (дети ритмично покачивают руками из стороны в сторону)
Все сильнее бьется сердце:
Тук - тук - тук, тук - тук - тук!
Вверх и вниз, и снова к солнцу
Словно птица ты летишь. (ритмично постукивают кулачками друг о друга)
- Выше, выше, выше, выше! -
Вновь товарищам кричишь. (ритмично поднимают перед собой руки вверх)
«Насекомые над лугом»
- Жу - жу - жу, - жужжит пчела:
- Я лечу издалека. (дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)
- Зу - зу - зу, - комар пищит. (ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)
- Уф - уф - уф, - как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез. (ритмично притоптывают ногами)
Жук гудит: «Гу - жу, гу - жу,
Я любого разбужу»(ритмично хлопают в ладоши)
«Ежик»
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
(растопыренными пальцами рук совершаем шагающие движения)
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
(дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке;в конце упражнения руки должны быть сжаты в кулаки)
«Грибы»
(массаж пальцев)
Топ - топ - пять шагов (идут на месте)
В туесочке пять грибов.
(переплетают пальцы «корзиночкой», показывают 5 пальцев; поочередно массируют каждый палец, начиная с большого)
Мухомор красный -
Гриб опасный.
А второй - лисичка -
рыжая косичка.
Третий гриб - волнушка,
Розовое ушко.
А четвертый гриб - сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб - белый,
Ешь его смело.
«Умывание»
(массаж пальцев)
Знаем, знаем - да - да - да,
Где ты прячешься, вода (поочередно массируют каждый палец)
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По - нем - нож - ку.
Нет, не понемножку -
Посмелей!
Будет умываться веселей! (энергично растирают ладони и кисти рук)
«Покажите пальцем»
Покажите пальцем
(дети сжимают правую руку в кулак)
Зайца (вытягивают средний и указательный пальцы)
Книжку, (две раскрытые ладони складывают рядом)
Мышку и (ладони прикладывают к макушке)
Орех (сжимают кулак)
Указательному пальцу. Все известно лучше всех. (вытягиваем вверх указательный палец, сгибают и разгибают его)
«Мышки - шалунишки»
В комнате часы висели
И стучали: бом - бом - бом. (дети ритмично хлопают в ладошки)
Мышки каждый раз пугались,
Слушая ужасный звон.
Потянулись гири вниз -
Так - так - так (2 раза)
(поднимают руки и ритмично хлопают, опуская руки вниз)
Быстро стрелки завелись -
Тик - тик - так (2 раза) (ритмично отклоняют в сторону указательные пальцы)
Стрелки мышек испугали,
В норку мышки убежали.
«Компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
(левую ладошку держат «ковшиком», указат. пальцем правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить,
Будем грушу мы рубить;
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ. (опять «варят» и «мешают»)
«Помощники»
1, 2, 3, 4,
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили, (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть - чуть - сломали,
Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)
«Смелые гуси»
Шли на речку важно гуси:
Говорили: «Га - га - га».
(дети тесно смыкают 4 - ре пальца одной руки и ритмично соединяют их с большим пальцем «клюв»)
Кто захочет нас обидеть,
Не забудет никогда.
Ш - ш - ш, - шипим мы грозно, - (ритмично вытягиваем шею)
Больно щиплемся. Беги!
(ритмично прищипывать пальцами одной руки каждый палец другой)
Крыльями захлопать можем. (ритмично похлопывают руками по бокам)
Мимо нас ты не ходи! (ритмично потопывают)
«Пироги»
Мы печем отличные
Пироги пшеничные. («пекут» пироги - одна ладошка сверху, другая - снизу)
Кто придет к нам покупать
Пироги отличные? (трут ладони друг о друга)
Папа, мама, брат, сестра,
Пес лохматый со двора.
И другие все, кто может, (сжимают и разжимают пальцы)
Пусть приходят с ними тоже. (при повторении массируют пальцы на другой руке)
«Бутончик»
К ночи бутончик собрал лепестки (пальцы правой и левой рук собраны в «горстку»)
Солнце свои посылает лучи.
Утром под солнцем
Цветы раскрываются (одновременно медленно развести пальцы обеих рук)
Солнышко село, и
сумрак сгустился,
И до утра мой цветочек закрылся. (одновременно соединяются пальцы правой и левой рук)
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины, (загибать пальчики, начиная с большого)
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. («шагают» по столу средним и указательным пальчиками)
"Заботливое солнышко»
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик. (дети ритмично скрещивают руки над головой)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи. (плавно покачивают руки вверху)
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки. (ритмично потирают щеки)
А весной на носик ставит
Точки - точки - точки.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это! (ритмично постукивают пальцем по носу)
«Есть игрушки у меня»
Есть игрушки у меня:
(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран -
Настоящий великан. (загибают пальчики на обеих руках)
Сколько вместе? Как узнать?
«За ягодами»
1, 2, 3, 4, 5,
(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)
В лес идем мы погулять. (обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)
За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. (загибают пальчики, начиная с большого)
«Кораблик»
По реке плывет кораблик (ладони соединить лодочкой)
Он плывет издалека. (выполнять волнообразные движения руками)
На кораблике четыре Очень храбрых моряка.
(показать одновременно по 4 - ре пальца на каждой руке)
У них ушки на макушке (сложить обе ладони к макушке)
У них длинные хвосты.
(пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны) И страшны им только кошки, Только кошки и коты. (растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения)