Наталья Николаевна Середа
Социальный проект «Живет село моё родное»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация проекта.
Проект создан с целью благоприятного развития образовательного процесса ДОУ посредством приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, используя разные виды деятельности.
При разработке проекта для нас было важно приобщить дошкольников к истокам национальной культуры, используя разнообразные методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному восприятию новых знаний о национальной культуре, сформировать интерес к истории, жизни и деятельности людей, воспитать любовь к родному краю.
Введение
Публикация «Социальный проект „Живет село моё родное“» размещена в разделах
В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина. Но не каждый с уверенностью может рассказать о своем родном крае, его прошлом.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию, это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей родины.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным селом, его достопримечательностями, улицами, на которых проживают дети.
Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» маленького села – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места Красногвардейского, его культурные и исторические центры, улицы. Однако беседы с детьми, показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.
Родители имеют недостаточно знаний о своем селе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном селе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Проект нацелен на творческо-исследовательскую деятельность ребят. Каждому человеку дорог тот уголок земли, где он родился. Поэтому совместными усилиями взрослых и детей решили познакомить детей с его достопримечательностями. Воспитывать, чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым. Создать условия для развития у детей патриотических чувств через воспитание любви к родному селу, его истории.
Постановка проблемы
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого человека есть Родина - край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновения, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом…
Воспитание любви и уважения к родному селу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил наш край, начнут проявлять интерес к событиям нашей жизни, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель проекта :
- Воспитывать у детей любви к Родине, к родному селу и его истории, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный, исследовательский, творческий процесс.
Задачи:
- Дать детям представление об улице, на которой они проживают, и находится детский сад.
-дать знания детям о родном селе : истории, достопримечательности;
- познакомить детей с традициями, трудом и бытом селян;
- воспитывать детей в духе патриотизма
Методы реализации проекта :
- Познавательные занятия, экскурсии;
- Продуктивная деятельность;
- Фотовыставки и выставки рисунков и поделок.
- Участие детей в патриотических акциях и сельских мероприятиях.
- Посещение памятных мест, заочные экскурсии
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, их родители, педагоги ДОУ, социум.
Сроки проведения проекта : долгосрочный 2018- 2019 учебный год
Вид проекта : творческий, исследовательский.
Обеспечение проектной деятельности :
подбор исторической и методической литературы,
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, картины)
Интернет-ресурсы;
Экскурсии в библиотеку, ЦДТ, музыкальную школу, памятным местам села.
Предполагаемые результаты реализации проекта :
• дети знают историю родного села, достопримечательности.
• оформление методического и практического материала по теме проекта;
• оформление фотоальбома «Моё село»;
• активное участие взрослых в совместной деятельности с детьми: развлечения, выставки, праздники, конкурсы, экскурсии.
• Расширятся знания и представления о родном селе, улице, детском саде, о людях и их обычаях, о традициях, фольклоре, труде
• дети закрепят знания о доме, семье, домашнем адресе.
• повысится уровень патриотизма у дошкольников.
• между детьми, родителями и педагогами укрепится взаимосвязь.
• Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки.
• Благодаря проекту, у детей сформируется чувство гордости за своё село, детский сад.
• Оформление альбома «Где мы побывали»
Этапы реализации проекта
Первый этап – подготовительный.
Цель: определить основные направления работы.
Задачи: подготовить материально-техническую базу, изучить аналогичный опыт работы других дошкольных образовательных учреждений.
Второй этап – организационно-практический.
Цель: апробировать содержание работы по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы в процессе ознакомления с историей родного села.
Задачи: Апробировать педагогические условия, обеспечивающие патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей родного села.
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет : к родному дому (семье, улице, городу, краю;
- развивать умения у детей видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;
- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору и т. д. ;
- развивать чувства ответственности и гордости за культурно исторические достопримечательности села.
Третий этап – заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта.
Задачи: обогатить предметно-развивающую среду, повысить компетентность педагогов и родителей в области исторического прошлого родного края, упрочить взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами (музей, библиотека, ЦДТ).
Проект реализуется по двум направлениям:
- совместная деятельность с детьми;
- взаимодействие с социумом.
Для знакомства дошколят с селом в группе проводились:
наблюдения,
непосредственно образовательная деятельность,
дидактические игры,
экскурсии,
беседы,
развлечения,
просмотр презентаций.
Перспективный план работы по ознакомлению с родным селом.
Красногвардейское
- Исторические данные села Красногвардейского;
-Лепбук Моя родина Россия;
Красногвардейское – спортивное:
-Беседы о спорте: «Спорт - это жизнь, это движение, это здоровье!»,
-Участие в Спартакиаде 2019года «Наследники Победы» для дошкольников.
-Участие в игре «Зарничка» для дошкольников.
-Участие детей в параде дошкольных войск
-Участие детей в ГТО для дошкольников.
Экскурсия по селу.
-Дидактическая игра «Где эта улица, где этот дом?».
-экскурсия в Центр Детского Творчества,
-Экскурсия в музыкальную школу
-Презентация «Село родное – наш отчий дом».
-Рассматривание альбома «Мое село».
-Конструирование «Дома на моей улице».
-Беседа «Мы в селе своем родном очень дружно живем».
-Чтение стихов «Малая Родина-островок Земли.»,
«Небо, солнце и земля - это Родина моя».
-«Родина-какое слово дорогое!»
-Рисование на тему «Праздник урожая в нашем селе»
- Рисование на тему «Транспорт нашего села»
- праздники: «Рождество», «Масленица», «День урожая»,
«День села»,
«9 Мая», «1 Мая».
-Экскурсия к памятнику славы «Павшим воинам-односельчанам».
- Участие в народных играх и гуляниях.
-Беседа о важности труда всех людей.
-Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне.
-Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».
-Оформление альбома «Милее места на свете нет».
-Презентация проекта.
-Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта.
История родного села
Село было основано в 1803 году как Медвежье, с 1872 года являлось центром Медвеженского уезда Ставропольской губернии. В 1854 году в селе построена каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1896 году построена деревянная церковь во имя святителя и чудотворца Николая. В 1901 году в Медвежьем насчитывался 1291 двор, население села составляло 10307 жителей. В селе действовало 2 одноклассных училища Министерства Народного Просвещения, 3 одноклассных церковно-приходских школы
В конце XIX — начале XX века на страницах «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» этот населё нный пункт был описан следующим образом:
Медвежье — село Ставропольской губернии, Медвеженского уезда. Центр управления уездом. Дворов 1281, жителей 8965 (4682 м п.) : православных 8292, раскольников 599, армяно-григориан 38, магометан 18, прочих исповеданий 18. Церковь, раскольничья молельня, лечебница, аптека, 2 школы. Лавок 16, кузниц 6, постоялых дворов 1, мыльный зав. 1, овчинных зав. 7, водяная мельница 1, ярмарки 2, базары еженедельно.
19 июля 1935 года постановлением ЦИК СССР село было переименовано в Евдокимовское — по фамилии Евдокимова — большевика, чекиста, первого секретаря.
В 1938 году Евдокимовский район был переименован в Молотовский, а центр — село Евдокимовское в село Молотовское в честь советского партийного деятеля Молотова.
13 июля 1957 года село было переименовано в Красногвардейское в честь красногвардейцев, защищавших Советскую власть на территории Медвеженского уезда в годы Гражданской войны.
Заключение
Дети освоили знания об истории родного края, знают основные достопримечательности своего села, историю возникновения села Красногвардейское. Ребята проявляют внимание и бережное отношение к достопримечательностям родного края, и природе своего села. Воспитатели проявили себя вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности ДОУ как активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.
Список используемой литературы
1. Программа воспитания и обучения в детском саду под. ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, 2017
2. «Комплексные занятия по программе “От рождения до школы” под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа ФГОС, 2018
3. Интернет ресурсы.