Ляйсян Нургалиева
Социальный проект «Я — мальчик, ты — девочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Проект «Я – мальчик, ты – девочка» направлен на создание условия воспитания и развития мальчиков и девочек дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у них гендерной идентичности в процессе игровой деятельности. В данном проекте представлены формы работы по воспитанию ребенка в гендерной направленности и отражении (мужского, женского) образа.
Публикация «Социальный проект „Я — мальчик, ты — девочка“» размещена в разделах
Разработаны конспекты игр, совместных мероприятий родителей с детьми, комплексы занятий для дошкольников по теме: «Я и моя семья»; оформлен консультативно-практический материал для родителей и педагогов ДОУ.
Данный материал поможет педагогам ДОУ определить гендерное направление в воспитании ребенка дошкольного возраста, активизировать участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Актуальность
Мы окружены культурной средой, которая провозглашает, что мужчины и женщины не похожи друг на друга и должны исполнять различные социальные роли. Мы привыкли к мысли, что мужчины и женщины – это две противоположности, и довольствуемся ею. Подобные идеи настолько распространены в нашем обществе, что они считаются истиной в последней инстанции и препятствуют каким бы то ни было изменениям. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.
Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) гендерного опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.) Самовыражение личности (мальчика, девочки, ее саморазвития начинается с самого близкого для него – с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет.
Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый гендерный опыт, дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.
Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где – слабый).
Одной из целей деятельности нашего учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.
Цель:
Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерных особенностей.
Задачи в работе с детьми:
• Воспитание у детей положительного отношения к своему гендеру;
• Формирование адекватной полу модели поведения;
• Дать представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины, развивать умения использовать эти знания в различных жизненных ситуациях;
• Формировать нравственно-волевые качества и способы поведения, характерные для мальчиков и девочек;
• Воспитание культуры отношений между мальчиками и девочками.
Задачи в работе с родителями:
• Формирование гендерной компетентности, приобретение необходимых знаний по воспитанию ребёнка;
• Создание в семье благоприятных условий для воспитания и развития личности мальчиков и девочек;
• Привлечение к активному участию в жизни ребёнка, осведомлённости о его знаниях, умениях и опыте, приобретённых в дошкольном учреждении.
Задачи педагогов:
• Развитие профессиональной компетентности в данном вопросе;
• Создание благоприятной атмосферы и условий для всестороннего развития, воспитания и образования мальчиков и девочек в группе.
Гипотеза реализации проекта :
Реализация проекта «Я – мальчик, ты – девочка» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д., ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье и повышению активности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Участники проекта :
- Педагоги ДОУ;
- Дети;
- Родители.
Ожидаемые результаты:
У детей:
Определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
Осознание собственного Я – мальчика (девочки, развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);
Проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни;
Желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности, так как рисунок – своеобразная детская речь.
У педагогов:
Содействие возрождению культуры русских традиций семейного воспитания как способ проявления мужественности и женственности,закреплению связей между членами семьи;
Разработка комплекса занятий и праздников для дошкольников по теме: «Я – мальчик, я – девочка», «Народный фольклор с акцентом на гендер для мальчиков и девочек»;
Разработка консультативно-практического материала для родителей «Пять заповедей отцовства», «Воспитывать мальчишек», «Семья без отца», «Роль отца в семье».
У родителей:
Активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности;
Проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров;
Содействие возрождению культуры русских традиций семейного воспитания как способ проявления мужественности и женственности, закреплению связей между членами семьи;
Участие родителей в занятиях и праздниках для дошкольников по теме: «Мальчики и девочки – разные и равные», «Народный фольклор с акцентом на гендер для мальчиков и девочек» и др. ;
Освоение консультативно-практического материала для родителей «Пять заповедей отцовства», «Воспитывать мальчишек. Воспитывать девочек» и др.
Этапы реализации проекта
Этап Цель этапа Предполагаемый результат Содержание Ответственные
Вводный
1. Проживание с детьми проблемной ситуации «Каким должен быть папа, какой должна быть мама».
2. Изучение методической литературы по проблеме гендерного воспитания с привлечением
родителей. 1. Подготовка к жизни счастливого, эмоционально-благополучного ребенка.
2. Накопление и систематизация информации по проблеме. 1. Анкетирование для родителей
– «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин, уделяем ли внимание своему ребенку?»
2. Тест-опрос детей «Любимые игры мальчиков (девочек?»
3. Сбор фотографий на тему «Моя семья»;
4. Подготовка консультаций для родителей и педагогов «Воспитываем мальчиков», «Пять заповедей отцовства», «Воспитывать мальчишек», «Семья без отца», «Роль отца в семье».
5. Консультация для педагогов «Гендерная социализация. Факторы гендерной социализации. Гендерные типы». Воспитатель
Основной
Итоговый 1. Проживание системы взаимодействия с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждого ребенка мальчика (девочки,
Активизация своего «я» в процессе совместной жизнедеятельности.
2. Активизировать свой поиск своего места в мире.
по теме «Это – мужчина, это – женщина». Формирование у детей гендерной устойчивости.
Презентация проекта. 1. Расширение сведений о гендерном развитии и формирования образа «я» в своей жизни.
2. Пробуждение чувства осмысления себя, как представителя пола и как неповторимую личность, осмысление значимости каждого члена.
Подведение итогов 1. Моделирование ситуаций «Я и моя семья».
2. Проведение занятий с гендерной направленности: «Мамочка любимая», «Мой папа самый лучший».
3. Выставка детских рисунков. «Мой папа (моя мама)».
4. Участие семей в мероприятиях и конкурсах ДОУ
5. Участие семей в конкурсе поделок из природного материала «Мама, папа, я – умелая семья».
6. Семинар – практикум для педагогов «Гендерный подход в воспитании дошкольника».
1. Создание альбомов «Я как мама (я как папа)».
3. Развлечение «В стране мальчиков и девочек».
4. Презентация творческих рисунков детей «Папин портрет».
5. Педсовет «Внедрение комплекса организационно-педагогических условий, способствующих процессу гендерного воспитания детей дошкольного возраста»