Караваева Татьяна Асламбековна
Социальное партнерство ДОУ как условие для успешного развития современного дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Караваева Татьяна Асламбековна
Воспитатель МБДОУ «ЦРР д/с - «Ласточка»
«Социальное партнерство ДОУ, как условие для успешного развития современного дошкольника»
Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения,
Публикация «Социальное партнерство ДОУ как условие для успешного развития современного дошкольника» размещена в разделах
Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т. к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей о разнообразных профессиях; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает интерес и любознательность.
Социальными партнерами дошкольного учреждения с которыми мы работаем на постоянной основе стали библиотека, дома культуры Усть-Абакана, детские сады, школы, ДЮСШ, ГИБДД, Пожарная часть У-А и др.
На протяжении всего времени моей работы в нашем дошкольном учреждении были установлены тесные связи с юношеской библиотекой. Совместная работа по разработанному плану способствует дальнейшей социализации дошкольников посредством экскурсий по залам библиотеки, познавательных бесед, игр и тематических программ. Провели цикл бесед: «Где живут книги?», «Как вести себя в библиотеке», «Как правильно обращаться с книгой», рассмотрели с детьми ситуацию: «Что нужно сделать, если книга «заболела», читали стихи, загадки, рассказы о книгах, а также в книжном уголке знакомились с новинками, тем самым расширяя кругозор дошкольников, развивая у детей инициативу, самостоятельность и ответственность.
Разработанная система сотрудничества дошкольного учреждения, родителей и библиотеки повысила интерес детей к книге, формируя социально-нравственное воспитание личности. А это самый главный результат нашей работы – возросшая любовь к книге и семейному чтению.
Согласно тематической неделе по ОБЖ, по правилам пожарной безопасности с детьми не только читаются книги о пожарных, учатся пословицы и поговорки, происходит первичное знакомство с правилами противопожарной безопасности.
Но совсем по-другому усваиваются правила пожарной безопасности детьми, когда об этом рассказывает пожарный, поэтому в подготовительный группе детского сада планируется экскурсия в пожарную часть. Экскурсия началась с диспетчерской, где дети понаблюдали за работой диспетчера:
как он принимает вызов о пожаре и подаёт сигнал тревоги, при этом записывает адрес в специальный журнал, указывает пожарным точный адрес возгорания. Потом прошли в комнату, в которой до вызова находится пожарный наряд с «бойцами». Дети узнали, что в основном у нас пожарные заняты тренировкой. Им приходится много тренироваться, чтобы быть ловкими, сильными, быстрыми.
Командир отделения познакомил детей с оборудованием пожарной машины. Ребята обратили особое внимание на эту пожарную машину, которая называется брандспойт. Она хранит в цистерне большой запас воды. Дети с интересом изучали специальные комбинезоны из огнеупорных материалов, каска, огнеупорные рукавицы, созданные для того, чтобы пожарные не пострадали во время пожара. После всего увиденного и услышанного дети серьезно и внимательно рассматривали плакаты с последовательностью одевания огнеупорного костюма, правилами пользования лестницей- штурмовкой. Ребята увидели, как правильно надевать противогаз (пожарный показал детям наглядно, как быстро надеть специальный костюм, противогаз) каждый ребёнок тоже примерял специальный головной убор.
Подобные экскурсии формируют у детей не только навыки общения в различных социальных ситуациях и знакомят с представителями различных профессий, но развивают у дошкольников инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка.
Районный дом культуры «Дружба» и ДК им. Ю. А. Гагарина часто проводят игровые программы для наших детей: посвящение в первоклассники, познавательно- игровая программа посвященная Дню «спасибо»,рождественский квест «кто украл рождество. Мы с ребятами посещаем различные выставки и другие мероприятия и всегда участвуем в конкурсах, проводимых ДК.
Одним из важнейших моментов в воспитании, образовании и социализации дошкольников является проведение экскурсий на мемориале-музее «Вечная слава». Серия запланированных мероприятий с детьми под общим названием «Мы помним, мы гордимся…» позволяют приобщить детей к изучению истории родного края, на основе воспитания чувства патриотизма, гуманности, нравственности и формирования бережного отношения к историческим местам, приобщение к музейной педагогике. Работа продолжается уже в мини-музее Победы в ВОВ, который действует в нашем детском саду. К нам на экскурсию приходят дети из других детских сада. Ребята и педагоги проводят для них экскурсии по различным периодически меняющимся экспозициям., викторины и другие мероприятия, что способствует появлению дружеских отношений между детьми, расширение форм общения, доброжелательное отношение друг к другу, взаимный интерес радость от общения.
Кроме постоянных партнеров у нас появилось много организаций и предприятий, которые мы посещаем на разовой основе. Эти взаимодействия так же имеют важное значение для развития социальных, нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств дошкольников
Более 10 лет нашем детском саду работает кружок ДЮИД «Экипаж».Это предполагает активное сотрудничество с ГИБДД, другими отрядами ЮИД района, а также с музеем МВД г. Абакана. В этом музее дети побывали несколько раз. Здесь детей принимали в ДЮИД. Также дети познакомились с разнообразным оружием, спецоборудованием, историей МВД Хакасии.
Опираясь на интересы детей и запросы родителей, мы стараемся разнообразить экскурсионную деятельность. Постоянными стали посещения детьми музея РЖД. Дети познакомились с возникновением железной дороги, была интересна каждая деталь. Нам представилась возможность не только увидеть, но и потрогать раритетную технику в действующих макетах, некогда эксплуатируемую железнодорожниками. В этом музее собрано множество уменьшенных моделей поездов разных эпох. Есть семафор в рабочем состоянии. И всё это можно было трогать, изучать, включать (только с разрешения). Можно было ознакомиться с картографическими материалами, прочесть уникальные документы, лучше понять специфику работы ведомства. Стендов было очень много, и чтобы их все изучить, или хотя бы самую интересную часть, понадобится не один день. Детям особенно понравилась та часть, которая рассказывала о техническом устройстве ЖД и его подвижного состава разных времен.
Также мы не могли не посетить Краеведческий музей в г. Абакане т. к наш детский сад ведет серьезную работу по музейной педагогике. В ДОО создан музейный комплекс, состоящий из 5 мини-музеев, куда входит и мини-музей Хакасская юрта. Поэтому, запланированная в годовом плане экскурсия в Краеведческий музей стала для детей и познавательной, и, в то же время, накопленные знания помогли дошкольникам лучше воспринимать новую информацию. Дети восхитились выставкой экспонатов в зале «Древнее искусство Хакасии», где собраны памятники изобразительного искусства Хакасии от неолита до позднего средневековья. Большое внимание ребят привлекла самая важная коллекция Хакасского национального музея им. Л. Р. Кызласова — это этнографическое собрание предметов быта и культуры хакасского народа. Среди них: посуда, одежда и украшения, конское снаряжение, снасти для рыбалки, охотничьи принадлежности. Дети оживленно обсуждали увиденное, сравнивали с тем, что видели в мини-музее детского сада. Также интересна была дошкольникам коллекция, посвященная русским старообрядцам и переселенцам.
Для того чтобы детей познакомить с природными и социально-экономическими условиями промышленного производства, с вопросами технологии, способами организации и планирования, с перспективами развития хозяйства в районе, республике и стране в целом, мы с детьми посетили завод «Альпина», Пекарню-кафе-кондитерскую «Малинники». Вместе с детьми мы смогли не только увидеть весь цикл производства напитков в «Альпине», но и послушать рассказ экскурсовода о производстве газ воды - начиная от производства бутылки и заканчивая готовой упаковкой для продажи в магазинах. Также осмотрели склады, в которых храниться огромное количество продукции. В конце экскурсии нас ждала дегустация. Многие дети говорили: «Когда я вырасту пойду работать на этот завод». Известно, что в детстве самые острые переживания и впечатления. Всё, что увидишь, услышишь, на всю жизнь остаётся в памяти. Сегодня наших современных детей трудно, чем-либо удивить. Но экскурсия на хлебопекарню точно останется в их памяти на всю жизнь. Так, в один из дней мы решили подарить нашим детям яркие впечатления, и поехали в г. Абакан на хлебопекарню. Хотелось, чтобы ребята узнали, как и из чего выпекаются различные современные хлебобулочные изделия, увидели процесс изготовления своими глазами, и попробовали сами что-то изготовить, познакомились с традициями хлебопечения, попробовали горячую выпечку на вкус. Помыв руки, дети перевоплотились в маленьких пекарей, сидя за столами с заранее подготовленным тестом принялись за работу, делали калачики, создавая определённую форму, затем использовали разнообразные «посыпушки», и пока булочки пеклись дети смотрели видеофильм «Откуда хлеб пришёл?». Потом пили сладкий чай с калачиками. Помочь лучше узнать свой край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны одна из задач ДОО. Поэтому мы стараемся во все времена года, по возможности, организовывать мини-походы на остров, реку Тарханиху, Енисей, по Усть-Абакану. Были организованы пешие экскурсии на реки Тарханиха и Енисей. Дети познакомились с картой Республики Хакасия; узнали, откуда течет река Енисей; узнали названия речных рыб, некоторых растений, птиц, животных и насекомых. В таких походах мы с детьми обязательно собираем мусор, а так же готовим природный материал для различных поделок, оформления природного уголка в группе, собираем растения для составления гербария. Конечно же, ребята с удовольствием бегают, играют в прятки, догонялки. В конце похода теплое время года устраивается пикник. В походах по Усть-Абакану рассматриваем с детьми достопримечательности родного посёлка, составляем карту путешествия, безопасные маршруты. В группе дети рисуют рисунки о том, что им больше понравилось, запомнилось.
Вывод: На сегодняшний день социальное партнёрство является неотъемлемой частью образовательной системы. Благодаря ему, воспитанники получают возможность расширить свой кругозор, раскрыть свои таланты, успешно адаптироваться и социализироваться в окружающей среде, активно осваивать мир. Также, благодаря социальному партнёрству, повышается качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования. А мы – педагоги, в свою очередь, активно овладеваем методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами.