Светлана Кечайкина
Социально психологический проект «Профилактика негативных зависимостей и здорового образа жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
НЕГАТИВНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Актуализация темы
В настоящее время проблема наркомании среди подростков и молодежи волнует все человечество. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, и злоупотребление ими представляют серьезную угрозу экономическому процветанию, здоровью населения и национальной безопасности России.
Публикация «Социально психологический проект „Профилактика негативных зависимостей и здорового образа жизни“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Природа создала все, чтобы человек был счастлив: деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву и людей - сильных, красивых, здоровых и разумных. Человек рождается для счастья, и кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока. Но некоторые губят свою жизнь. Ее губят и простые люди, и очень талантливые. Перед страшной бедой ни у кого нет защиты. А имя этой беды – наркомания. С каждым годом все больше регистрируется людей, употребляющих наркотики. Еще больнее осознавать тот факт, что большая часть среди них – это молодые люди, подростки 12-15 лет. Сегодня это острейшая проблема, стоящая перед обществом, ставшая всемирной.
В нашей школе еще не отмечались случаи употребления наркотиков, но у нас есть несколько курильщиков. А это уже сигнал об опасности. Поэтому было решено активизировать работу по профилактике употреблении активных веществ, антиникотиновой и антиалкогольной пропаганде, формированию здорового образа жизни. Ведь жизнь – это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды. И от него самого, в первую очередь, зависит то, каким содержанием он наполнит свою жизнь. А что может быть содержанием человеческой жизни? Жизнь предстает перед нами как деяние, в основе которого познание и реализация себя, своих возможностей, интересов, стремлений.
Цель проекта :
Формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психического здоровья школьников.
Задачи:
- развивать у подростков осознанное неприятие наркотических средств как способов воздействия на свою личность;
- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем;
- способствовать осознанию подростками наркомании как болезни, не только сжигающей физические силы человека, но и уничтожающей его как личность;
- формировать чувство личной ответственности за здоровый образ жизни.
Программа действий:
На 2016-2017 учебный год в нашей школе был разработана и утверждена следующая программа по профилактике наркомании и формированию ЗОЖ.
1. Выявление педагогически запущенных детей. Составление списков детей, состоящих на внутришкольном учете.
2. Информационно-правовая помощь учащимся и их родителям.
3. Организация досуга подростков «группы риска» в течение учебного года и в каникулярное время.
4. Организация летнего отдыха и занятости учащихся.
5. Санитарно-гигиеническое просвещение учащихся.
6. Работа Совета профилактики правонарушений.
7. Пропаганда ЗОЖ.
8. Привлечение детей к общеполезному труду.
9. Запрещение курения и употребления спиртных напитков для учащихся.
Реализация плана
1. Составление социальных паспортов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.
2. Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им.
3. Организация и проведение «Недели здоровья».
4. Анкетирование среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска.
5. Проведение анкетирования учащихся 6, 7, 8 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ.
6. Среди учащихся 5, 7, 9, 11 классов проведение анкетирования с целью выявления знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни.
7. Проведение беседы с просмотром видеокассет по темам: «Наркомания», «В XXI век без наркотиков».
8. Подбор материалов к родительским собраниям и классным часам по темам: «Режим дня школьника», «Безопасность на улице, необходимость соблюдения правил дорожного движения», «Физическая активность и здоровье», «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек», «ЗОЖ, закаливание», «СПИД и его профилактика», «Предупреждение алкоголизма, наркомании, табакокурения», «Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека».
9. Регулярное проведение классных часов, родительских собраний, анкетирования по проблемам ПАВ, бесед с детьми и родителями, консультаций для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ.
10. Проведение учета посещаемости школы детьми «группы риска», контролирование их занятости во время каникул.
11. Проводить заседания Совета профилактики правонарушений.
12. Проведение рейдов в семьях детей, оказавшихся в социально-опасном положении.
13. Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни.
14. Проведение бесед по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом.
15. Проведение ролевой игры «Суд над наркоманией».
Сроки выполнения проекта : 2 года
Для реализации проекта необходимы следующие кадры:
1. Социальный педагог школы – составление плана профилактики наркомании;
3. Педагог-психолог школы - проведение мероприятий по профилактике наркомании;
2. Классный руководитель для организации и реализации плана профилактики наркомании;
Механизм реализации проекта
1. Организационные условия
Реализовывать проект будет социальный педагог вместе с педагогом-психологом и классным руководителем.
2. Научно-методические условия
Это различные методические разработки, материалы, пособия, методики по работе с подростками в области наркомании. Будут проводиться лекции, беседы, анкеты, просмотр видеофильмов, игры, творческие задания.
3. Мотивационные условия
Для побуждения подростков к отказу от употребления наркотиков и других дурных поступков используются различные методы и средства профилактики.
4. Материально-технические условия
Нужен кабинет, стулья, столы, школьные принадлежности, компьютер.
Предполагаемый конечный результат
После воплощения этого проекта в жизнь предполагается, что подростки узнают, что такое наркотики и наркомания; определят для себя, что лучше – наркотики или жизнь; научатся вести себя в ситуации давления сверстников и смогут сказать твердое «нет». А родители прислушаются к советам и предпримут меры, для того, чтобы уберечь своих детей от наркотиков.
«Суд над наркоманией» (для 5-7 классов)
Цель: способствовать формированию знаний о вреде наркомании, росту самосознания и самооценки подростков; на примере известных личностей показав пагубное влияние наркотиков.
Форма мероприятия: ролевая игра.
Ход мероприятия
Судебный пристав: Прошу всех встать! Суд идет! Прошу всех сесть!
Судья: Слушается дело «Человечество против наркомании». Слово предоставляется обвинителю.
Обвинитель: В последние годы одной из наиболее серьезных проблем становится проблема нарастающей наркотизации. Общее число граждан России употребляющих наркотики превышает 2 млн. человек. Сегодня в России не осталось ни одного региона, где бы не были зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения.
Наркомания продолжает «молодеть». По последним данным более 60% наркоманов – люди в возрасте от 18 до 30 лет. А почти 20% - школьники. Информация Минздрава РФ показывает, что средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15-17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11-13 лет. Наркомания становится причиной роста ВИЧ – инфекций. Она крайне негативно влияет на развитие криминогенной обстановки в стране.
За последние 10 лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей – в 42 раза.
На основании имеющихся в моем распоряжении фактов я выдвигаю следующие обвинения:
1. Наркомания приводит к деградации личности.
2. Возникает психическая и физическая зависимость от наркотических веществ;
3. Наркомания толкает на совершение различных преступлений, таких, как воровство, вымогательство, хулиганство и даже убийство.
4. Наконец, наркомания приводит к летальному исходу.
Защитник: Но давайте вспомним о тех благостных делах, которые творит наркотик. Представите ли вы сейчас себе больницу, где бы не употребляли наркотики? И делается это в благих делах. Людям облегчают боль, делают страдания легче.
Обвинитель: Мы говорим о наркотиках, которые укорачивают жизнь и делают людей своими рабами.
Вы видели этих мальчиков и девочек, сидящих у подъездов с тоскливыми недобрыми глазами. Они носят одежду с длинными рукавами, чтобы не показывать следы от уколов.
Защитник: Необходимо правильно использовать наркотик. Не его вина, что некоторые не могут им пользоваться. Наркотические вещества в небольших дозах поддерживают организм, помогают преодолеть нагрузки. Наркотики способствуют развитию таланта, поэтому их употребляют писатели, артисты, художники, музыканты. Наркотики – проводники в мир покоя, радости, где нет проблем.
Обвинитель: Да, но за удовольствия, которые приносит наркотик, приходится платить очень дорогую цену, Вот она: страх и презрение близких, обнищание и разорение семьи, отставание от сверстников в физическом и умственном развитии, СПИД, гепатит, преждевременное старение, инвалидность, ранняя смерть.
Защитник: Но с веществами, которые мы теперь называем наркотиком, человек познакомился очень давно. Древние египтяне готовили из мака снотворное. Бедуины, отправляясь в дальний поход, запасались бангом для снятия психической нагрузки. Шахтеры Боливии издавна получали часть жалования листьями растений, содержащих кокаин. В общем, нет такого народа, который бы не употреблял бы в том или ином виде наркотическое вещество.
Обвинитель: Да, люди сегодня преследуют другие цели – кто-то хочет нажиться на несчастье других, кто-то уйти от проблем. Настоящий наркотик приносит большие беды.
Свидетель 1 со стороны обвинения: Может быть трагические истории известных людей заставят вас задуматься.
Знаменитая французская певица Эдит Пиаф после гибели своего самого близкого и дорогого человека стала искать утешение в наркотиках и алкоголе. Наркотики превратили ее жизнь в ад, который продолжался 4 года. В течение этого времени она жила как животное, для нее не существовало ничего, кроме уколов. Друзья видели ее с пеной на губах, требующую дозу морфия. Они видели ее за кулисами, второпях делающую себе через юбку, через чулок укол, без которого она не могла выйти на сцену. Никто не пытался ей помочь, и она катилась вниз по наклонной плоскости. И, наверное, все закончилось бы сумасшествием, если бы однажды она не переступила порог дезитоксикационной клиники. Лечение закончилось, но по-настоящему Эдит Пиаф не вылечилась.
И вскоре вновь превратилась в форменную развалину. Однажды вечером она решила обойтись без морфия. Это было ужасно. На сцене, обливаясь потом, с безумно бьющимся сердцем, она вынуждена была вцепиться в микрофон, чтобы не упасть. Она хотела петь, но не помнила ни одного слова. Публика, выкрикивая ее имя, издевалась над ней.
Во второй раз она вернулась в клинику, но не смогла вытерпеть страшную боль и сбежала из клиники, чтобы сделать себе укол. В таком состоянии Пиаф уехала в турне. За 90 дней она не запомнила ни одного лица, ни одного города.
В третий раз за 4 года она вошла в ту же клинику… И настал день, когда солнце осветило ее жилище, и она снова вернулась к жизни. Но чего это стоило!
Свидетель 2 со стороны обвинения: Все знают, кто такой Владимир Высоцкий. Это великий поэт, актер, гражданин. Но не все, наверное, знают, что самая большая проблема, которая была у Высоцкого – наркотики. И понял он и
осознал это тогда, когда излечиться стало чрезвычайно сложно. В апреле 1977 года Высоцкий в очередной раз попал в больницу имени Склифосовского в очень тяжелом состоянии: весь организм, все функции отключены, поддерживали его исключительно аппараты. Галлюцинации, бред, частичная отечность мозга. Одна почка не работает, другая еле-еле, печень разрушена. Но Высоцкий и на этот раз выкарабкался. Несмотря на все медицинские предписания, живет яркой насыщенной жизнью. Спешит, торопится все успеть. И добивается поразительных успехов. Но болезнь берет верх.
17 июля 1980 год – последний концерт в Калининграде, 18 июля – последний спектакль на Таганке. Врачи за кулисами периодически уколами поддерживают теряющего сознание актера.
25 июля 1980 г. Высоцкого не стало. Смерть его стала неожиданной и потрясла огромное количество людей.
Свидетель 3 со стороны обвинения: «Биттлз» - это ливерпульская четверка парней с гитарами, прогремевших на весь мир. Но в результате того, что певцы пристрастились к наркотикам, у них стали возникать большие трудности с творчеством. «Биттлз» стали невыносимы, публика забрасывала их, чем попало. Им не хотелось больше играть и петь для людей, они разлюбили их.
Обвинитель: Таким образом, примеры людей, которых знает весь мир, должны быть той нитью с действительностью, которой нельзя пренебрегать, примеры, которые говорят: «Не смей так делать, нам уже было очень плохо, тебе такое же ни к чему».
Судья: Суд удаляется на совещание.
Судебный пристав: Встать, суд идет.
Судья: Суд постановил: Наркоманию признать виновной в совершении всех преступлений, предъявленных обвинением. На основании обвинения суд приговорил Наркоманию к исключительной мере наказания – смертной казни. Приговор окончателен и обжалованию не подлежит.
Мы говорим сегодня:
нет – наркотикам;
нет – добровольному рабству, дурману;
нет – преждевременной старости, раннему уходу из жизни.
Мы говорим сегодня:
да – солнцу и звездам;
да – цветам и любимым;
да – друзьям и близким;
да – радости и свету!
Социологическая анкета
Проводится с целью определения отношения молодежи в возрасте от 12 до 18 лет к проблемам наркомании.
Вопросы1. Как вы относитесь к наркотикам?
1) положительно;
2) отрицательно;
3) нейтрально.
2. Как вы думаете, есть ли в нашем селе наркоманы?
1) да;
2) нет;
3) не знаю.
(Если в вопросе 2 ответ «да», то задается вопрос 3. Иначе вопрос 4.)
3. Люди какого возраста принимают наркотики?
1) школьники;
2) студенты;
3) другие.
4. Какие суждения человека могут привести к наркотикам? (возможно несколько вариантов ответа)
1) в жизни все надо попробовать…
2) один раз не страшно;
3) я буду себя контролировать;
4) я буду держать себя в руках;
5) те, кто стали наркоманами, - слабые и безвольные;
6) а мне по «барабану»;
7) друг сказал, что он колется, и все «О, кей»;
8) чем я хуже других;
9) когда я почувствую, что начинается зависимость – брошу;
10) от этого вещества зависимости не бывает.
5. Какие могут быть причины? (выбрать самую значимую)
1)семейные;
2) школьные;
3) молодежные.
6. Какие люди легко поддаются наркотикам? (возможно несколько вариантов ответа)
1) не имеющие цели в жизни;
2) избалованные;
3) самоуверенные;
4)»уличные»;
5) отстающие в учебе.
7. Каковы основные причины, почему вы бы никогда не употребляли наркотики?
1) У меня одна жизнь, и я не хочу закончить ее через несколько лет в страшных муках.
2) Мое здоровье не такое крепкое, чтобы выдержать ежедневный прием таких веществ.
3) Мне жалко тратить свои деньги на это и отправлять их в чужой карман.
4) Я в будущем хочу стать отцом/ матерью.
5) Я не хочу становиться импотентом.
6) Я не хочу оказаться в тюрьме или в закрытом медицинском учреждении за воровство.
7) Я человек самостоятельный, независимый, умеющий выбирать и отказываться.
8)Я не желаю зависеть ни от наркотика, ни от его распространителя.
9) Возможность заболеть СПИДом не вызывает у меня оптимизма.
10) Я хочу иметь работу и зарабатывать деньги.
Простые правила для родителей
1. Разговаривайте друг с другом: если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга.
2. Умейте выслушать – внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своем.
3. Рассказывайте им о себе. Пусть ваши дети знают, что вы готовы поделиться с ними, а не уходите в себя.
4. Будьте рядом: важно, чтобы дети понимали, что дверь к вам открыта, и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами.
5. Будьте тверды и последовательны: не выставляйте условия, которые не можете выполнить. Ребенок должен знать, чего от вас ожидать.
6. Старайтесь все делать вместе, планировать общие интересные дела: нужно как можно активнее развивать интересы ребенка, чтобы дать ему альтернативу, если ему вдруг предстоит делать выбор, где одним из предложенных вариантов будет наркотик.
7. Общайтесь с его друзьями, подросток часто ведет себя тем или иным образом, находясь под влиянием окружения.
8. Помните, что ребенок нуждается в вашей поддержке: помогите ему поверить и в свои силы.
9. Показывайте пример: алкоголь, табак, медикаменты – их употребление привычно, хотя может вызывать проблемы (например, алкоголизм). Все эти вещества легальны, но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни – пример для ваших детей. Не запугивайте, они могут перестать вам верить.