Получи документы

Социально-психологические особенности молодых семей

Анна Вайчиуле
Социально-психологические особенности молодых семей
▼ Скачать + Заказать документы

Со временем семья постепенно занимала высшую ступень эволюции человечества. Общество стало интересоваться вопросами о знании социальных институтов и обладать умением направлять их развитие. Они понимали, что от них зависит воспроизводство людей, создание и передача духовных ценностей. Семья становится фундаментом института общества.

Семья - эта группа людей, связанных кровным родством или заключением брака, имеют духовную связь, разделяют общий быт и взаимную моральную ответвенность. Также Ю. Е. Алешина говорит о том, что семья - это динамическое образование, в ходе существования которого внимание уделяется качественно различным периодам.

Публикация «Социально-психологические особенности молодых семей» размещена в разделах

В настоящее время в современном мире происходит переоценка семьи, меняется мнение о ней, не как о ячейке общества. Происходит процесс понимания ее самоценности.

Современный человек ожидает от семьи, что она будет удовлетворять не только его базовые потребности, но и потребности такого характера как эстетические, моральные, интеллектуальные. Каждый себе по-разному представляет как должна выглядить идеальная семья, что она представляет из себя.

В семье постепенно рождается новая функция, новая обязанность, которая резко затрудняет всю ее жизнь - обязанность насыщать высшие эмоционально-духовные запросы человека. Но чем сложнее потребность, тем труднее ее насытить. Человеку с высоким уровнем индивидуальности труднее найти близкого человека и труднее сохранить с ним хорошие отношения. Отсюда и возникают проблемы многих современных браков - столкновение старых и новых семейных фундаментов, плод перестройки всей психологии супружества.

На данный момент можно сказать, что увеличилось число разводов и повторных браков. Данная проблематика носит не только межличностный характер, но и социальный. Возможно это происходит из-за того, что молодые супруги по-разному представляют, какие общечеловеческие ценности закладываются в семье. Отсюда и происходит возникновение конфликта в молодых семьях.

Многие специалисты, изучающие семью, говорят о том, что совместимость брачных партнеров достигается не сразу. Любой внутренний аспект несовместимости может проявится на поверхности в виде поведенческих конфликтов.

На данный момент не существует точного научного определения термина «молодая семья», так как существуют различные факторы, определяющие его. Многие авторы не сходятся в характеристике длительности брака – с какого периода семья перестает быть молодой и как влияет на это определение возраст супругов. Так, например, психолог В. А. Сысенко выделяет четыре основные стадии семейной жизни, среди которых он рассматривает «совсем молодые» семьи – до 4 лет и молодые семьи – 5 – 9 лет. Исследователь И. В. Гребенников предлагает считать молодой семьей «супружескую пару с детьми или без них, брак – первый, продолжительность совместной жизни – до 5 лет».

Психолог Т. А. Гурко в качестве молодой семьи определяет семьи со стажем совместной жизни 3 года, где возраст супругов составляет не больше 30 лет и они оба состоят в первом браке.

Выбор длительности отношений в три года можно объяснить тем, что оно считается более кризисным в развитии семейных отношений. Именно в этот период происходит максимальное количество разводов.

На протяжении этого трехлетия на молодую семью оказывают влияние различные добрачные факторы и характеристики, связанные например с идеализацией партнера, т. е. несоответствие идеальному образу. Это приводит к неудовлетворенности партнером, своими взаимоотношениями.

Также большое влияние на взаимоотношения в семье оказывает адаптация супругов друг к другу и к месту, которое их окружает. Добрачное общение очень сильно влияет на развитие взаимоотношений в молодой семье. На это этапе молодые люди достигают психологической и материальной независимости от семьи в которой проживали, нахождения общего языка с противоположным полом, приобретение навыков эмоционального взаимоотношения с ним. Это не только этап взаимного выбора партнера и проверки насколько они совместимы – это этап совместного проецирования совместной супружеской жизни, когда возможно представить, обсудить, как будет существовать их брак.

Для устойчивости молодых браков готовность к семейной жизни является одним из решающих факторов. Готовность к браку - это формирование осознанных социальных установок на совместную жизнь, семью, рождение детей. Эти установки должны выступать в комплексе:

- психическая подготовка к браку - это передача молодежи суммы психологических знаний, которые необходимы в супружеской жизни;

- педагогическая подготовка к браку - это формирование у молодежи навыков и способностей в воспитании детей, системы знаний о психическом развитии ребенка. То есть должен быть всеобщий педагогический всеобуч родителей;

- санитарно - гигиеническая подготовка к браку - передача молодежи совокупности медицинских знаний, связанных с беременностью, уходом за младенцем, психогигиеной половой жизни, контрацепцией и пр. ;

- экономическая и хозяйственно-бытовая подготовка к браку - это экономическая самостоятельность молодых супругов, их способность содержать себя и детей, наличие жилья, умение рационально вести семейный бюджет.

Из-за отсутствия воспитательной работы с молодым поколением по вопросам, связанным с подготовкой к брачной и семейной жизни, хорошие взаимоотношения молодой семьи находятся под угрозой. «Выделяют несколько факторов, уменьшающих стабильность семьи в начале ее развития:

- Неподготовленность молодых людей к резкому изменению образа жизни. Проявление неподготовленности проявляется в отсутствии ответственности за другого человека, неспособности к решению проблем, неумении вести себя в межличностном общении;

- Сложность отношений между поколениями, отношений с родителями мужа, жены. Помимо объективных причин этой ситуации - жилье, недостаточное материальное обеспечение молодых супругов, есть много субъективных - нежелание молодых людей брать на себя полностью ответственность за материальное обеспечение семьи, за ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Это приводит к возникновению острых конфликтов, следствием которых нередко является распад молодой семьи;

- Гедонистическое отношение к браку, снижение его ценности как чрезвычайно важного события в жизни человека, налагающего серьезные обязательства;

- Отсутствие у некоторых молодых супругов подготовки к выполнению всего комплекса функций, необходимых в семье».

Законодательно установленным признаками молодой семьи выделяются :

- наличие официально заключенного брачного союза;

- продолжительность совместной жизни до 3 лет;

- граница возраста супругов от 18 до 30 лет.

Наличие зарегистрированных брачных отношений, характеризующиеся совместным проживанием, ведением общего хозяйства, взаимной любовью и заботой, наличием общего ребенка (общих детей, называется молодой семьей.

Существует три основных вида молодых семей :

Традиционный. Семья такого вида характеризуется ориентацией супругов исключительно на семейные ценности, и как правило, на трехлетнею семью. Круг друзей у супругов общий. Досуг совместный, закрытый;

Муж и жена ориентированы преимущественно на развитие личности. Супруги имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие. Тип лидерства – демократический.

Молодые супруги ориентируются преимущественно на развлечение. У них имеются общие так и личные друзья. Наблюдаются репродуктивные установки на бездетную или малодетную семью. В такой семье может быть как авторитарное, так и демократическое лидерство.

Также рассматривается в различных учебных пособиях вопрос об стадиях развития молодой семьи. Так, например, американский психотерапевт Н. Аккерман выделяет три стадии развития молодой семьи.

Первая стадия называется монада. Она обусловлена тем, что одинокие молодые люди финансово не зависят от родителей, проживают отдельно от родителей, осуществляя свои жизненные потребности самостоятельно. На этой стадии происходит проверка самостоятельности, оценка своих возможностей полученных ранее в семье.

Наблюдать такую стадию в России сложно, так как она очень редка. Ее отсутствие связано с тем, что многие не могут позволить себе отдельное жилье, чтобы была возможность увидеть со стороны те семейные правила, которые были приняты в той или иной семье. Поэтому молодые люди часто говорят о том, что я не буду как мой папа или мама, но из сложившейся ситуации, не имеют четкого представления: «Каким я буду?» не сформировано.

Стадию монады приходится пережить мигрантам, молодым семьям переезжающим из малых городов для достижения своих определенных целей. В этот момент у них происходит отрыв от семьи, и они получают возможность проверить правила, которые существовали в его семье, практическую установку семейных ценностей.

Следующая стадия – диада. Здесь у молодоженов происходит поиск компромиссов, проходят период адаптации друг к другу. Прохождение данной стадии важное и сложное для молодых супругов : именно в этот период становится ясно, какую модель взаимодействия и решения конфликтов выберут молодожены. Вероятно, что один из супругов окажется в позиции сильного, а другой будет подчиняться.

На стадии триада вероятно возникновение кризиса для семьи и поэтому у супруга появляется мысль завести ребенка. Чаще всего в глазах супруги материнство приобретает видимость панацеи от всех семейных проблем. На поверку материнство оказывается не таким идеальным.

В начале семейной жизни брак проходит этап адаптации и интеграции. Основой адаптации является взаимное согласие их мыслей, чувств и т. д. В процессе семейной жизни принято выделять: материально-бытовую, нравственно-психологическую, интимно-личностную адаптацию.

Существует два вида основных вида отношений молодых супругов, через которые они осознают себя в семейной системе : ролевые и межличностные.

В ролевых отношениях краеугольным камнем всего становится осознание целей брака и мотивации каждого из супругов. Специалисты выделяют четыре основных мотива:

- хозяйственно-бытовой;

- нравственно-психологический;

- семейно-родительский;

- интимно-личностный.

По мнению Сергея Викторовича Ковалева благополучие семьи зависит от квинтэссенции всех этих представлений о браке. Также супруги должны разделять представления партнера, иначе никакого взаимодействия в молодой семье не добиться.

Неоднократно многочисленное количество специалистов (Б. М. Борлакова, Н. М. Галимова, О. Ф. Ковалева, С. М. Питилин, Е. И. Зритнева, и др.) говорят о том, что стабильность в семье может быть осуществлена в том случае, если влюбленные готовы к ее созданию. Отсюда вытекает понятие «готовность к семейной жизни», куда входит социально-нравственная, мотивационная, психологическая и педагогическая готовность.

Большинство молодых семей имеют свое представление какой должна быть семья, какими ролями они должны обладать. Поэтому стоит уделить небольшое внимание классификации ролей в семье, которую выдвинул психолог Сергей Викторович Ковалев:

«- Ответственный за материальное обеспечение семьи. Эта роль включает в себя комплекс обязанностей, связанных с обеспечением семьи необходимым уровнем благосостояния.

- Хозяин – хозяйка. Реализация этой роли предполагает приобретение продуктов, приготовление пищи, обеспечение уюта, чистоты и порядка, уход за одеждой и т. п.

- Ответственный за поддержание родственных связей. Эта роль включает в себя участие в семейных ритуалах и церемониях, организацию общения с родственниками и содействие социальному становлению членов семьи.

- Организатор семейной субкультуры. Исполнение этой роли направлено на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, разнообразных интересов и увлечений.

- Организатора развлечений. Эта семейная роль выделена относительно недавно и включает в себя инициацию и организацию жизнедеятельности семьи в сфере досуга.

- Семейный психотерапевт. Исполнение этой также относительно новой роли предполагает осуществление действий, направленных на решение личностных проблем другого члена семьи. Следует отметить, что полнота выполнения этой роли тесно связана с общей удовлетворенностью браком.

- Любовный партнер. Данная роль связана с проявлением активности в сфере сексуальных отношений.

- Ответственный по уходу за младенцем. Исполнение этой роли требует обеспечения ребенку в первый год-полтора его жизни физического и психического комфорта.

- Воспитатель. Эта роль включает в себя выполнение обязанностей, связанных с формированием личности ребенка более старшего возраста».

Исходя из этого установлено, что от личных представлений супругов о роли в семье напрямую зависит ролевое распределение обязанностей. Более того, прочность и стабильность будущих отношений будет зависеть от совпадения представлений об идеальной модели семьи, к которой будут стремиться молодожены.

В будущем общность взглядов на брак и семейную жизнь может помочь в адаптации пары к новым условиям совместного существования, а также помощь в решении конфликтов на дальнейших стадиях брака.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Психологические особенности материнства» Как отечественные, так и зарубежные психологи изучали отношения матери и ребенка. Например, исследования Д. Винникотта и Р. Шпица делают.

Консультация «Возрастные и психологические особенности 6–7 лет. Кризис 7 лет» Цель: Познакомить родителей с психологическими особенностями детей 6-7 летнего возраста, симптомами кризиса 7 лет. Задачи: 1. Познакомить.

Программа «Раннее сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении» Инновационная разработка «Раннее сопровождение семей, находящихся в социально — опасном положении» II. ОПИСАНИЕ РАЗРАБОТКИ 1. Название.

Консультация для родителей «Психологические особенности детей 3–4 лет» Младший дошкольный возраст - это важнейший период в развитии ребёнка. Именно в этом возрасте происходит переход малыша к новым отношениям.

Консультация «Психологические особенности детей 6–7 лет» Психологические особенности детей 6-7 лет. Особенности возрастного этапа 6-7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах,.

Психологические особенности детей 6 лет Для дошкольного старшего возраста (6-7 лет) характерны существенные изменения в организме ребенка. Это определенный этап созревания. На.

Психологические особенности нежеланного ребенка в семье Одним из ярких примеров влияния нарушенных детско-родительских отношений, ребенок, который растет в семье, где он - нежеланный. Нежеланный.

Психологические особенности развития дошкольников В дошкольном возрасте, который длится от трёх до семи лет, происходит интенсивное созревание детского организма. С общим ростом, происходит.

Социально-психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и.

Особенности психического развития детей дошкольного возраста из неблагополучных семей Особенности психического развития детей дошкольного возраста из неблагополучных семей. Проблемам психического развития детей из неблагополучных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Социально-психологические особенности молодых семей
Опубликовано: 11 ноября 2019 в 14:01
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-психологические особенности молодых семей» (включая файлы) размещена пользователем Анна Вайчиуле (УИ 516911) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД