Лукьянчикова Ирина
Особенности психического развития детей дошкольного возраста из неблагополучных семей
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности психического развития детей дошкольного возраста из неблагополучных семей.
Проблемам психического развития детей из неблагополучных семей уделяют свое внимание зарубежные и отечественные психологи и психотерапевты, социальные педагоги и социологи, юристы, журналисты и к сожалению, даже криминалисты. Но психологические особенности детей дошкольного возраста из неблагополучных семей изучены недостаточно.
Публикация «Особенности психического развития детей дошкольного возраста из неблагополучных семей» размещена в разделах
Дети из неблагополучных семей вырастают с убеждением, что мир- это небезопасное место, и доверять людям нельзя. Они вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, находясь в их власти. Эмоционально отверженные своими родителями дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь зависимыми.
И вновь появляются те же проблемы. Что были в доме их пьющих и конфликтующих родителей. Дети, особенно старшие. Вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей, не имея возможность быть ребенком.
Семья с алкоголезависимыми родителями, ведущими асоциально- криминальный образ жизни, опасно своим десоциализирующим влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительного воздействия на личностное становление детей из других семей.
По приблизительным экспертным данным половина детей и подростков (на сегодня это порядка 17 млн.) обнаруживает психические нарушения и среди них большую часть составляют дети из неблагополучных семей (1).
Став жертвой злоупотреблений со стороны взрослых в собственной семье. Дети вырастают в пассивных, несамостоятельных, агрессивных или жестоких, личностно изуродованных людей.
Психологическое насилие тормозит потенциальных способностей ребенка- ставит под угрозу его интеллектуальное развитие и способности к адаптации. Ребенок становится легко ранимым, теряет чувство собственного достоинства и самоуважение.
В итоге он легко попадает в конфликтные ситуации, ему трудно устанавливать прочные эмоциональные связи. В будущем, вступая в самостоятельную жизнь, ребенок подвергавшийся эмоциональному и психологическому насилию, переносят характер отношений с родителями на отношения с собственными детьми.
Негативное влияние семейной конфликтности на личность ребенка проявляется в трех планах: ребенок с раннего детства становится постоянным свидетелем и орудием разрешения родительских споров, а также объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей. Распространенность психических расстройств значительно выше среди детей-сирот и детей из хронически конфликтных семей.
Таким образом ребенок, воспитывающийся в неблагополучной семье, отличается от ровесников далеко не лучшим образом. Специалисты рассматривают его душевное состояние и поведение ребенка как своеобразный индикатор его семейного неблагополучия. Жизнь детей в атмосфере равнодушия и насилия превращает их а социальных сирот при живых родителях.