Лукьянчикова Ирина
Особенности психического развития детей дошкольного возраста из неблагополучных семей
Особенности психического развития детей дошкольного возраста из неблагополучных семей.
Проблемам психического развития детей из неблагополучных семей уделяют свое внимание зарубежные и отечественные психологи и психотерапевты, социальные педагоги и социологи, юристы, журналисты и к сожалению, даже криминалисты. Но психологические особенности детей дошкольного возраста из неблагополучных семей изучены недостаточно.
Публикация «Особенности психического развития детей дошкольного возраста из неблагополучных семей» размещена в разделах
Дети из неблагополучных семей вырастают с убеждением, что мир- это небезопасное место, и доверять людям нельзя. Они вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, находясь в их власти. Эмоционально отверженные своими родителями дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь зависимыми.
И вновь появляются те же проблемы. Что были в доме их пьющих и конфликтующих родителей. Дети, особенно старшие. Вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей, не имея возможность быть ребенком.
Семья с алкоголезависимыми родителями, ведущими асоциально- криминальный образ жизни, опасно своим десоциализирующим влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительного воздействия на личностное становление детей из других семей.
По приблизительным экспертным данным половина детей и подростков (на сегодня это порядка 17 млн.) обнаруживает психические нарушения и среди них большую часть составляют дети из неблагополучных семей (1).
Став жертвой злоупотреблений со стороны взрослых в собственной семье. Дети вырастают в пассивных, несамостоятельных, агрессивных или жестоких, личностно изуродованных людей.
Психологическое насилие тормозит потенциальных способностей ребенка- ставит под угрозу его интеллектуальное развитие и способности к адаптации. Ребенок становится легко ранимым, теряет чувство собственного достоинства и самоуважение.
В итоге он легко попадает в конфликтные ситуации, ему трудно устанавливать прочные эмоциональные связи. В будущем, вступая в самостоятельную жизнь, ребенок подвергавшийся эмоциональному и психологическому насилию, переносят характер отношений с родителями на отношения с собственными детьми.
Негативное влияние семейной конфликтности на личность ребенка проявляется в трех планах: ребенок с раннего детства становится постоянным свидетелем и орудием разрешения родительских споров, а также объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей. Распространенность психических расстройств значительно выше среди детей-сирот и детей из хронически конфликтных семей.
Таким образом ребенок, воспитывающийся в неблагополучной семье, отличается от ровесников далеко не лучшим образом. Специалисты рассматривают его душевное состояние и поведение ребенка как своеобразный индикатор его семейного неблагополучия. Жизнь детей в атмосфере равнодушия и насилия превращает их а социальных сирот при живых родителях.