Вера Нехорина
Социально-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация – это приспособление к новым условиям, обстоятельствам. Для ребенка детский сад является загадочным местом, где находятся абсолютно другие люди, с которыми раньше он не был знаком. У каждого ребенка адаптация проходит по-своему. Это можно связать с психическими и личностными особенностями детей. Появляются истерики на пустом месте, отказ от похода в садик, ребенок плохо спит, отказывается от еды, при расставании плачет и не отпускает маму от себя. Адаптация обычно протекает сложно, могут появиться физиологические сдвиги в работе организма. Родители же видят только внешнее изменение – поведение. В зависимости от темперамента ребенка, адаптация может продлиться в среднем 1-2 месяца, реже полгода, год. Организация хороших условий для развития ребенка раннего возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными отличительными чертами, охрана и укрепление здоровья ребенка, в том числе их психологической безопасности, предоставление психолого-педагогической помощи семье и рост компетентности родителей в проблемах воспитания и образования, охрана здоровья ребенка – главнейшие задачи, поставленные ФГОС ДО.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Психологическая готовность ребенка к ДОУ - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.
Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает анализ случаев консультативной практики - дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации. Ранний возраст - это период от одного года до трех, когда интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны головного мозга, отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно-психического развития, происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности, то есть, особый период для развития и социализации.
Социализация и социальная адаптация – оба эти явления выражают процесс взаимодействия личности и общества. Они взаимосвязаны и тесно переплетены между собой. Вместе с тем, эти два процесса существенно отличаются друг от друга. Социализация – это, по утверждению И. А. Коробейникова, динамическая психосоциальная структура, обеспечивающая интеграцию и отражение различных влияний на ребенка в процессе его развития это длительный, постепенный процесс эволюционного характера, включающий узнавание, накопление и усвоение новых знаний, умений и навыков, процесс превращения социальных ценностей и норм во внутренние механизмы регуляции собственной деятельности (процесс интериоризации).
Процесс адаптации имеет более сжатые временные границы, это, скорее, революционный процесс, в ходе которого необходимо в относительно короткие промежутки времени устранить или усвоить создавшиеся социальные изменения и проблемы. В ходе социальной адаптации усваиваются не все, а относительно стабильные и значимые элементы социальной среды и наиболее типичные формы и способы решения социальных проблем. Социализация ребенка одна из важнейших задач взрослого, ведь развитие зависит от социальных условий его жизни.
Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.
Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры. Наша группа очень хорошо и содержательно оснащена развивающей средой, каждый день для детей открыты все центры развития. Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища".
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка с взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т. е. воспринимать окружающий предметный мир.
При проведении занятий мы учитываем специфику работы с маленькими детьми: всегда делаем к ребенку общий и индивидуальный подход, исходя из индивидуальных особенностей детей. Ребёнок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т. д. Это обусловливает необходимость активности со стороны педагога, психолога по выявлению психологических проблем у детей, в т. ч. и в период адаптации. В адаптационный период, который может продолжаться от недели до трех, пребывание ребенка в детском саду мы укорачиваем, и смотря как адаптируется ребенок, это время увеличивается, и в результате он остается на весь день.
Ребенок может сам выразить желание спать и обедать вместе с детьми. В этот период особенно важно создать атмосферу доброжелательного взаимообщения, обогащающего чувственную сферу, обеспечить каждому ребенку эмоциональный комфорт. Учитывая, что в адаптационный период для ребенка общение со взрослыми и сверстниками - необходимое условие эмоционального и социального развития, в своей практике мы старались обогатить положительный опыт общения ребенка с окружающими людьми, чтобы стремился к общению, игре, приобретал гибкость и пластичность в социальном поведении и развитии. Развивали и формировали навыки поведения в коллективе и умение контактировать в нем.
Таким образом, сущность социально – педагогической адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации должна сводиться к следующему: в обеспечении процесса развития личности: создание эмоционально – доброжелательной атмосферы в группе и благополучные условия, для того, чтобы ребенок безболезненно и легко прошел процесс социально – педагогической адаптации; формирование в ребенке навыки успешной личности, для его дальнейшего развития и взаимодействия с обществом.