Татьяна Турчанинова
Социально-образовательный проект «Мама — слово дорогое»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Основными принципами дошкольного образования, выделенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155, являются принципы формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи и общества.
Публикация «Социально-образовательный проект „Мама — слово дорогое“» размещена в разделах
Также ФГОС направлен решать задачу объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Дошкольный возраст – это время, когда развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, людям, семье, себе и формируются основы нравственной позиции личности, которые проявляются во взаимодействии с окружающим миром, в осознании неразрывности с ним.
В современном мире стало сложнее родителям заниматься воспитанием своих детей. Это связано, в большей мере, с загруженностью рабочего дня родителей. И тогда роль ответственности на себя берут либо бабушки, либо дошкольные учреждения. Поэтому дошкольные учреждения должны непрерывно работать с семьей. Дети не в достаточной степени имеют представление о роли мамы в их жизни, о ее занятиях дома и обязанностях на работе. У детей и родителей мало времени для общения. В ходе проекта планируется дать возможность детям и мамам не в домашней обстановке, а в детском саду проявить взаимные чувства друг к другу.
Мама - это начало нашей жизни, самый теплый взгляд, самое любящее сердце, самые добрые руки. Порой мы забываем говорить мамам самые нежные слова, признаваться им в любви, но мы знаем, пока у нас есть мама - мы находимся под защитой ангела-хранителя. В ее сердце живёт бесконечная любовь к своим детям, тревога и всепрощение. Задача педагогов стремиться сформировать у детей желание заботится о мамах, радовать их хорошими поступками, баловать ласковыми и нежными словами, преподносить подарки, не купленные в магазине, а сделанные своими руками. Поздравить маму – это подарить не просто подарок, а красивую вещицу, которую она, несомненно, будет хранить долго, и вспоминать своего малыша с радостью и любовью.
Участники проекта – воспитанники подготовительной к школе группы МБДОУ детский сад № 1 станицы Старощербиновской и родители (законные представители).
Цель проекта : формирование социокультурной среды старшего дошкольника.
Задачи:
Для воспитанников:
• Формировать у детей чувство любви и уважения к матери, как самому близкому, родному и дорогому человеку в жизни ребенка.
• Выражать свои чувства в поведении и поступках – умении охранять её покой, оказывать ей помощь, проявлять заботу о ней.
• Способствовать единению детей и родителей в совместном досуге, посвященном празднованию Дня матери, получению ими удовольствия от общения друг с другом.
• Обогащать музыкально-слуховой опыт детей в процессе разучивания
и слушания песен о маме.
• Развивать творческие способности через пение, танцы, художественную
деятельность: создание поделок, рисунков.
• Способствовать развитию монологической речи через выразительное чтение стихов.
• Развивать навыки поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы в беседах о маме, о её профессии, о роли мамы в жизни ребенка.
• Развивать и помогать получать личный опыт детей в области создания выразительного художественного образа в исполнении песен, танцев, инсценировок, чтения стихотворений на военную тематику.
• Формировать интегративные качества детей:
1. Согласованность с музыкой, эмоциональное состояние.
2. Любознательность, активность.
3. Желание помогать друг другу и действовать сообща.
4. Музыкальное восприятие, исполнительские и творческие умения.
• Воспитывать у детей доброе, внимательное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее.
• Накопить опыт у детей в музыкально – творческой деятельности.
Для родителей (законных представителей) :
• Помочь родителям и детям ощутить радость, удовольствие от совместной деятельности.
• Способствовать развитию у родителей и детей умения действовать совместно, планировать свою деятельность, настраиваться друг на друга, чувствовать партнера в совместной деятельности.
• Непосредственно вовлекать родителей в совместную деятельность, посредством создания образовательного проекта.
Для педагогов:
• Разработать систему мероприятий, включающих разнообразные формы и виды образовательной деятельности, широко использовать технические средства обучения и информационно-коммуникативные технологии.
• Пополнить методическую базу и медиатеку по теме проекта.
Разработка и внедрение проекта проходила в период с 1 по 26 ноября по 2015 года. Предварительно была изучена методическая литература по теме, подобран демонстрационный материал, художественная литература, музыкальные произведения для пения и слушания : «Мама» П. И. Чайковского, «Самая хорошая», В. Иванникова, «День сегодня необычный», М. Еремеевой, «Маме», В. Картушиной и др., разработаны танцевальные комплекты «Далеко от мамы» («Барбарики», «Мама и дочь» («Вместе с мамой» Е. Швилле, сценарий совместного досуга к Дню матери. Для внедрения проекта познакомились с социальным паспортом группы, проводили диагностические беседы с целью выявления возможностей и желания участвовать в предложенных видах взаимодействия.
На начальном этапе также была проведена диагностическая беседа с детьми. По итогам аналитического этапа были разработаны:
«матрица» проекта (приложение 1, план взаимодействия с детьми и родителями, цикл занятий по музыке и хореографии, сценарии мероприятий (приложение 2).
Внедрение основного этапа проекта началось с постановки перед детьми проблемного вопроса «Как мы можем порадовать своих мам?» и проводилось в непосредственно-образовательной деятельности (НОД). Непосредственно образовательная деятельность по музыке и хореографии была разработана и проводилась в соответствии с «Основной образовательной программой детского сада № 1 МОЩР станица Старощербиновская» для детей группы общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет. Её проводили музыкальный руководитель и хореограф в тесном взаимодействии с педагогами группы. Образовательная деятельность проводилась в рамках тематических месячника и было направлена на закрепление знаний и представлений о наступающем празднике Дне матери, развития нравственных качеств, чувства любви и уважения к маме, ее труду и роли матери в жизни ребенка. Достижение поставленных задач осуществлялось посредством развития интегративных качеств дошкольников. Используемые методы (метод вопросов, мотивирование детской деятельности) и приемы (демонстрация семейных фотографий, слайдовая презентация «Наши мамы тоже когда-то были детьми», рассказ, рассказы детей, чтение художественной литературы, беседа, слушание музыки, пение, показ музыкально-ритмических движений, слайдовые презентации) были направлены на активизацию познавательного интереса детей, способствовали самостоятельной деятельности детей по получению новых знаний, развивали коммуникативные навыки, творческие способности воспитанников.
.
Подобранный материал, техническое и мультимедийное сопровождение позволяло поддерживать интерес детей к теме на протяжении всей деятельности. Дети познакомились с музыкальными произведениями и песнями: «Самая хорошая», В. Иванникова, «День сегодня необычный», М. Еремеевой «Маме», В. Картушиной «Мама» П. И. Чайковского («Детский альбом», «Далеко от мамы» («Барбарики», «Вместе с мамой» Е. Швилле.
Очень важно было показать и передать дошкольникам чувства и эмоции, которые испытывал педагог при прослушивании произведения. Тем самым мы формировали у детей нужный эмоциональный опыт на восприятие каждой песни в отдельности. При беседе с детьми мы задавали вопросы об их чувствах, чтобы дети проговаривали и называли свои впечатления о прослушанных произведениях. Очень важно для нас было показать свою искреннюю заинтересованность и сопереживания, ведь только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку.
На занятиях хореографии ребятам был широко представлен видеоматериал постановки танцев. Дети смотрели как ролики с танцами профессиональных коллективов, так и выступления воспитанников других детских садов. С особым интересом они смотрели совместные танцы родителей и детей.
Взаимодействие с родителями проводилась параллельно с детской деятельностью. Мамам было предложено принять участие в совместном с ребенком создании и демонстрации внешнего образа по заданной теме (темы времен года). Мама Даши Р. месте с дочерью подготовили и показали танец «Мама и дочь» («Вместе с мамой» Е. Швилле). Педагоги при взаимодействии с родителями подготовили слайдовую презентацию – загадку «Угадай, чья мама?» Родители приносили семейные и детские фотографии, которые и были включены в презентацию.