ирина польшина
Социально-нравственное воспитание — основа краеведения
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №3
города Лебедянь Липецкой области
Консультация для педагогов
Социально-нравственное воспитание – основа краеведения.
Подготовила
учитель-логопед
МБДОУ д/с №3
Польшина Ирина
Дмитриевна
2013г.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Публикация «Социально-нравственное воспитание — основа краеведения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Учитывая возрастные особенности детей, необходимо выделить два направления в отборе содержания образования в дошкольном детстве. :
- приобщение ребенка к накопленному опыту и достижениям человека (этическим, эстетическим, техническим, научным);
- педагогическое воздействие на собственно психическое развитие ребенка.
Важнейшей сферой, характеризующей продвижение ребенка, является социальное развитие. Под социальным развитием понимаются качественные изменения возможностей ребенка, связанных с жизнью в обществе, взаимодействием с другими людьми, детьми, взрослыми.
Социальное развитие, прежде всего, характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения.
- С одной стороны, это нормы и правила, существующие в человеческой культуре по отношению к предметному миру, правила общения с различными предметами человеческой культуры.
- С другой стороны, это нормы общения с другими людьми.
По мере освоения таких правил и норм дети постепенно регулируют свое поведение в соответствии с ними. Дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечивать целенаправленность этих процессов.
На протяжении всего времени пребывания в дошкольном учреждении педагоги расширяют область социально-нравственных ориентаций и чувств детей.
Поиск путей повышения адаптивности образовательной системы является одним из принципиальных условий решения задач гуманизации образования, сохранения здоровья детей, поддержки процессов личностного развития и самоактуализации всех участников образовательного процесса. В настоящее время остро стоит задача разработки воспитательной системы, позволяющей организовать эффективный учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении и взаимодействие с окружающим внешним миром, удовлетворяющей (системы) социальному заказу родителей, школы, учитывающей социальнокультурные условия микрорайона и, в целом, соответствующей (системы) закону государства. Воспитательная система должна включать в себя учебно-воспитательный процесс, ориентированный на семейное и социальное окружение.
Перед педагогами встают задачи, которые необходимо решать уже в дошкольном возрасте (основа краеведения) :
- Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и формированию у детей чувства патриотизма – любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, населяющим ее.
- Способствовать усвоению детьми нравственных ценностей; воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда.
- Воспитывать этически ценные способы общения.
- Развивать интерес к самопознанию и воспитывать у ребенка уважение к себе.
Воспитание личности должно рассматриваться в соответствии с ФГТ педагогическим коллективом с точки зрения взаимодействия всех участников образовательного процесса, вовлечения в него «институтов детства» ближайшего социального окружения.
Считается необходимым в современных условиях, в соответствии с повышением качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ взаимодействовать не только с семьей, но и со всеми существующими в их окружении социальными институтами – будь то школа, библиотека, музей, независимо от того, какое направление – нравственно-патриотическое, социально-эмоциональное, интеллектуальное реализуется в ДОУ.
Через объединение с разными социальными структурами расширяется возможность эмоционального благополучия как предпосылки для творческих проявлений, становления индивидуальности ребенка, формирования его личности. Особенно важно такое взаимодействие в контексте патриотического воспитания дошкольников.
Известно, что формирование личности во многом зависит от родителей. Родители стали не только более образованными, мобильными, но и более требовательными к услугам дошкольного учреждения. А если учесть современное состояние семьи, особенно молодой, с финансовыми, психологическими трудностями, то можно представить, как необходима мамам и папам психолого-педагогическая поддержка в воспитании малыша.
В настоящее время дошкольное учреждение становится тем центром, который реально может помочь родителям в вопросах воспитания ребенка.
Социально-нравственное воспитание состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. М. Ю. Новицкая
Формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства. У детей дошкольного возраста велика потребность в познании мира людей и природы, они всегда готовы откликнуться на все окружающее, новое в жизни. Наш современник, академик Д. С. Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стране человек похож на иссушенное растение перекати-поле.
Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит пред сой любой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе, и хотя многие впечатления им еще не осознаны, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Огромное значение для воспитания у детей любви и интереса к родному краю имеет его ближайшее окружение, то, что для него ощутимо и дорого – это малая родина: семья, родной дом, улица, город, где он живет, его история и культура.
Однако противоречия и проблемы, с ними связанные, сложившиеся в настоящее время в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ социально-значимых ценностей у дошкольников, в связи с чем необходимо определить эффективные пути решения проблем, наметив цель, задачи, педагогические средства их реализации по социально-нравственному воспитанию дошкольников.
Рассмотрим подробно, какие же это противоречия и проблемы, решение которых лежит на плечах педагогов.
Противоречие Проблема Пути решения
1. Приоритет материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными, резкое снижение воспитательного воздействия семьи в сфере воспитания.
Падение духовно-нравственных устоев семьи. - Вовлечение родителей в процесс культурологического развития воспитанников через различные формы взаимодействия.
- Организация работы с родителями под девизом: «Их знания и любовь к Родине должны передаваться детям».
2. Отечественные традиции воспитания подменяются западными образцами.
Отсутствие единых подходов в воспитании подрастающего поколения. - Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города.
- Введение материала по формированию основ социально-значимых ценностей в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого к ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
- Объединение всех ресурсов микросоциума в интересах развития и социального самоопределения ребенка.
3. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.
1. Социальное расслоение общества.
2. Низкая гражданская активность людей. - Формирование личного отношения к факторам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности.
- Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы познакомиться с жителями, носителями социокультурных традиций в области ремесел, песен, танца и т. д.
- Вовлечение детей и родителей в сотрудничество с учреждениями микросоциума с целью повышения воспитательного потенциала субъектов деятельности.
-Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающий их познавательную и эмоциональную активность.
Одной из задач в системе социально-нравственного воспитания дошкольников является создание модели интеграции субъектов социально-культурной среды с учетом регионального компонента как средства формирования основ патриотизма, гражданственности, социально-значимых ценностей у дошкольников; повышение эффективности связей с учреждениями культуры и образования города (края).
Предлагаем модель интеграции субъектов культурной среды в процессе социально-нравственного воспитания дошкольников.