Наталья Ломакина
Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из важных задач для страны является образование детей с особыми образовательными потребностями. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Поэтому перед педагогами стоит задача – создать условия, чтобы дать каждому ребенку возможность полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу, стать полноценным его членом, независимо от его
потребностей и других обстоятельств.
Дети с ограниченными возможностями – это дети, которые имеют ряд различных отклонений психического или физического плана, обусловливающие нарушения общего развития и не позволяющие вести полноценную жизнь.
Дошкольный возраст является очень важным для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Л. С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру». Социально - нравственное
развитие дошкольников закладывает основы личности ребенка. В дошкольном возрасте формируется умение правильно вести себя с взрослыми и сверстниками, обогащается опыт общения с окружающими, усваивается культура и традиции своего народа.
Социально - нравственное развитие дошкольника связано с овладением ребенком первых моральных оценок и суждений, пониманием нравственных норм, формированием собственного отношения к ней.
Однако социально - нравственное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья отличается своеобразием, т. к. в их сознании преобладающими выступают повелительные элементы, обусловленные различными указаниями и требованиями.
Именно это указывает на необходимость реализации работы в ДОУ по социально - нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. При работе с детьми в данном направлении выделяем следующие этапы:
Этапы работы по социально - нравственному развитию детей
старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
При социально - нравственном развитии старших дошкольников с ОВЗ необходимо соблюдать следующие педагогические условия:
Педагогические условия
Для социально - нравственного развития старших дошкольников с ОВЗ мы рекомендуем использовать игры и упражнения. Например, игра «Назови себя» позволяет сформировать у детей умения представлять себя коллективу сверстников. В ходе этой игры дошкольник представляет себя, называя имя свое так, как он хотел, чтобы его называли в группе. Или упражнение «Только хорошее», которое формирует у дошкольников с ОВЗ представления
о позитивных и негативных качествах человека («хороших» и «плохих», расширяет активный и пассивный словарь понятиями, которые характеризуют человека. Воспитатель бросает мяч детям и называет хорошие и плохие качества, дети ловят мяч, если произносится хорошее качество – правдивость, доброта, аккуратность и др.