Ольга Воронцова
Социально-коммуникативное развитие ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Тема выступления: «Социально – коммуникативное развитие ребенка через формирование монологической речи».
Цель: Помощь ребенку в освоении основных правил общения со сверстниками и старшими членами общества. Формирование речевой культуры у ребенка.
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет
ему комфортно жить в обществе людей…»
Выготский Л. С
Публикация «Социально-коммуникативное развитие ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.
Пожалуй, сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее.
Исходя из этого, я ставлю перед собою задачу: создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей.
Одним из важных областей в развитии ребенка является социально — коммуникативное. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Работая воспитателем в детском саду и наблюдая за детьми, я отмечаю, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
В своей работе я уделяю большое значение развитию речи ребенка : формированию диалогической и монологической речи. Поскольку я работаю с детьми старшего возраста, особую роль уделяю развитию монологической речи.
Формирование монологической речи у ребенка.
И очень важным этапом в развитии речи является переход от диалогической речи к различным формам монологической.
Диалогическая речь непроизвольна, реактивна, мало организована. Монологическая речь – это развернутый, организованный, произвольный вид речи. Развернутость требует от говорящего не только назвать предмет, но и описать его (если слушателям неизвестен предмет высказывания).
При работе по развитию связной речи я использую следующие задания и упражнения:
1. Оречевление ряда последовательно выполненных действий.
Организуется игровая ситуация. Ребенку дается несколько заданий, которые он выполняет в названной последовательности. Потом ребенок должен прокомментировать свои действия.
2. Составление рассказа по картинке и серии картин.
Сначала ребенок слушает рассказ. По прочтении надо предложить выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующие картинки. Ребенку задается серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось.
3. Составление рассказа-повествования.
Дошкольники могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине, серии картин.
4. Составление рассказов-описаний.
Этому виду заданий предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов. Дошкольники могут описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных.
5. Рассуждение.
У дошкольников особенно важно развитие умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное.
6. Пересказ текстов.
Обучать пересказу детей можно тогда, когда они уже овладели фразовой развернутой речью, научились слушать и понимать содержание текста. Пересказ помогает совершенствовать речевые навыки, развивает внимание ребенка и его мышление. Пересказ может быть выборочным, кратким, может быть творческое рассказывание.
7. Разучивание стихотворений.
При выборе материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.
На пути речевого развития ребенка, не редко встречаются трудности в произношении слов, грамматические ошибки в речи. Их корректное исправление так же является важным фактором в дальнейшем развитии речи ребенка. При исправлении грамматических ошибок в речи ребенка я пользуюсь следующими правилами.
• Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать).
• Нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.
• Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отстроченное во времени.
• При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками.
• Нельзя исправлять ошибку ребенка, если: ребенок чем-то огорчен, он ждет помощи, совета воспитателя, но допускает речевую ошибку; ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть, рассказать сказку при всех и пр.
Так же большое значение в формировании культуры речи имеет какие произведения и как читают детям. Вот некоторые правила, которыми пользуюсь я и рекомендую их родителям. .
• Выбирайте книги соответственно возрасту и интересам ребенка. Детям младшего дошкольного возраста читайте потешки, короткие стихотворные сказки, сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста интересны истории о других детях, волшебные и бытовые сказки.
• Читайте старшим дошкольникам объемные («толстые») книги. Чтение каждой части длинной книги (чтение с продолжением) должно сопровождаться припоминанием того, что прочитано накануне. Спросите ребенка : «На чем мы вчера остановились?» Обязательно пользуйтесь закладкой.
• Перечитывайте знакомые книги по многу раз. Однократное чтение произведения, стремление прочитать как можно больше приносят больше вреда, чем пользы. Дети не запоминают, что им читают, в результате формируется плохая привычка поверхностно относиться к книге.
• Не используйте литературных героев в качестве образца для исполнения правил поведения (надо помыть руки, как книжный герой). Воспитательная функция художественных произведений самодостаточна. Ребенок не должен воспринимать книгу как свод правил, в противном случае он начнет ее тихо ненавидеть, а порой и противостоять тому, о чем в ней говорится.
• Объясните до начала чтения значения тех слов, без понимания которых ребенку будут неясны основной смысл текста, характер героев. Если произведение не будет воспринято, понятно ребенком, оно не достигнет своей главной цели: не будет содействовать формированию личности подрастающего человека.
• Читайте выразительно, стремясь донести до ребенка эмоции, содержащиеся в художественном произведении. Если взрослый в процессе чтения не определяет свое отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это сможет сделать ребенок.
Большое значение в развитии связной монологической речи дошкольников отводится играм. В игровой деятельности старших дошкольников существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Чем больше знаний имеют наши дети, чем шире их духовный мир, тем игра становится интересней, самодеятельной. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию.
Для формирования и развития связной монологической речи дошкольников в своей работе включаю дидактические игры во все виды детской деятельности и режимные моменты.
Дидактические игры являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения и закрепления знаний. Важным является положительное эмоциональное отношение детей к дидактическим играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной и речевой деятельности.
Дидактические игры провожу со всей группой, с небольшими группами и индивидуально. У детей старшего дошкольного возраста, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому использую на данном возрастном этапе в игре элементы соревнования.
Специально подобранные (и созданные мною) дидактические игры по развитию речи обеспечивают развитие всех сторон речи ребёнка, в том числе монологическую речь включающую умение строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение.
При проведении дидактических игр я пользуюсь такой технологией:
1. Определяю дидактическую задачу; игровые действия; правила игры; ожидаемый результат.
2. Готовлю дидактический материал, если он необходим.
3. Руковожу игрой. Приёмы руководства могут быть прямыми и косвенными. (Прямое руководство предполагает участие взрослого в игре, речевой образец, указание, косвенное – ненавязчивое в форме совета, напоминания, подбадривания, подсказки).
4. Если есть затруднения в работе по составлению связных монологических рассказов, то планирую этот вид деятельности не иногда, и не часто, а очень часто.
5. Не отвечаю сама на свой же вопрос. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью…
6. Не задаю вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от нашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, люди умеющие общаться, поддержать диалог, умеющие высказывать свое мнение, умеющие рассуждать.