инна анисимова
Социально-коммуникативное развитие детей в дошкольном учреждении в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС :
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми, с детьми разного возраста, сверстниками;
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей в дошкольном учреждении в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Практика показывает, что в семье всё меньше и меньше родители общаются со своими детьми, лучшие друзья современного человека -телевизор, компьютер, планшет, телефон. Родители не читают детям сказки, чаще всего их заменяют мультфильмы, компьютерные игры, которые несут большой заряд агрессии.
Задача педагогов дошкольного образования состоит в том, чтобы выпускники, в будущем, когда они пойдут в школу, не испытывали трудностей в общении с другими детьми, проявляли инициативу и самостоятельность, были уверены в своих силах, открыты внешнему миру, положительно относились к себе и окружающим, обладали развитым воображением.
Опыт работы показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить
взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
Деятельность педагогов в дошкольном учреждение по обеспечению необходимых условий
для социально-коммуникативного развития детей включает в себя :
• организацию предметно-пространственной среды;
• создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
• стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
• устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
• мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
• обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
• моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению.
Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников : групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД, в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей).На сегодняшний день разновозрастная группа в практике дошкольного образования незаслуженно «отодвинута» в сторону, рассматривается только как вынужденная необходимость (малокомплектный детский сад). Тем не менее, существует концепция дошкольного детства, как этапа становления сущностных характеристик человеческой личности и теория целостного развития ребёнка в онтогенезе. Разновозрастное окружение в дошкольном образовательном учреждении обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального развития. Складывающиеся привычки общения с большим коллективом людей способствуют развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других.
По моим наблюдениям, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших. Старшие дошкольники служат примером во всем, у них формируется ответственность, добросовестность, совершенствуются навыки коллективных взаимоотношений. Большие и маленькие не соперничают между собой, так как стало законом: ты - старший, я - младший – это объективная реальность, поэтому старшие – заботливы и великодушны, а младшие – уважительны и послушны.
Теперь остановимся на вопросах взаимообучения, взаиморазвития, взаимовоспитания в данной группе. Младший ребёнок имеет уникальную возможность на примере старшихдетей видеть перспективу своего развития во всех областях : как они общаются, как и во что играют, чем занимаются, как и о чем говорят. Младший сам выбирает быть ему вне совместной деятельности, быть рядом, или быть вместе. Для этого нужно не только хотеть, но нужно знать и уметь. Пример; если ребенок не знает правил игры, он не интересен как партнёр. У старших детей появляется возможность - рассказывая, объясняя, показывая младшему то, что он уже умеет и знает сам непросто повторять освоенное и присвоенное, но в определённой степени закреплять, расширять свои познания. В разновозрастной группе младший ребёнок сразу погружается в новую среду общения. Он, многого не понимая, но постоянно общаясь, соприкасается с новыми формами общения. Мотив, не потому что так говорит воспитатель, а потому в поле его зрения реальный образец для подражания старших детей. В старшем возрасте самостоятельно осмысленно используют необходимые формы общения, в зависимости от ситуации, личностные качества.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном
процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие,
способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Развитие коммуникативных способностей постоянно происходит в режиме дня во
время бесед, речевых ситуаций: «Вспомни чистоговорку», «Скажем правильно»,
ситуации морального выбора: «Поделись», «Уступи стульчик», «Пропусти вперёд
девочку», чтение сказок, составление рассказов на прогулке, творческие игры дают
возможность непринуждённо ввести ребёнка в диалог, обогатить его словарный
запас. Например, на прогулке при наблюдении за облаками, придумываются сказки
и небылицы.
При развитие коммуникативных способностей разновозрастной группы хорошо зарекомендовала себя театрально-игровая деятельность.
В общем, обогащенное развитие - это развитие всех потенциальных
индивидуальных возможностей каждого ребенка. Безусловно, наиболее высоким
уровнем познавательного и личностного развития обладает индивид, находящийся
под воздействием развивающей среды. Таким образом, предметно-
пространственная среда развития - это организация пространства и использования
оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности
психического благополучия ребенка, его развития. Создавая развивающую среду группы, необходимо учитывают особенности детей, возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность, личностные особенности. В группе дети с удовольствием играют в уголках: «Кухня», «Поликлиника», «Магазин», «Салон красоты», «Библиотека»; «Музыкальный уголок», для развития творческих способностей «Центр творчества» и другие.
Перед началом работы на разновозрастной группе была проведена большая
предварительная работа: изучение программы, просмотр медицинских карт детей, беседа с воспитателями группы об особенностях детей, их привычках, потребностях, о
взаимоотношении в семье. Присутствовала (с согласия воспитателей) на занятиях,
наблюдала режимные моменты, в летний период работала на группе.
Работая с родителями, провела родительское собрание в мае и в октябре, где родителей ознакомила с программой, особенностями разновозрастной группы, ответила на волнующие вопросы. Изучала семью, устанавливала контакты с родителями и их ближайшими родственниками с целью согласования воспитательных воздействий на ребёнка. Родители являются активными помощниками и участниками всех наших мероприятий. За время изучения и обобщения моего опыта были проведены творческие конкурсы поделок, конкурс чтецов,конкурс коллажей «Как я провел лето», «Осень золотая», праздники: «Осень», «Новый год», «23 февраля», коллективная работа: плакат «С днем матери». К этим мероприятиям родители вместе с детьми и педагогами готовили атрибуты, участвовали в совместных играх, танцах. На родительских собраниях, в индивидуальных беседах постоянно обсуждаются с родителями проблемы общения.
Правильное социально – коммуникативное развитие у детей формируется путем творческого подражания, без каких либо специальных объяснений со стороны воспитателя. Наблюдая за младшими ребятами – старшие видят, какими они были раньше, на примере старших – младшие понимают, какими они будут через год, какими знаниями и умениями они будут обладать. Опираясь на свой опыт работы на разновозрастной группе, могу сделать вывод, что именно в таких группах происходит развитие детей легко и не принужденно.
Список использованных источников
1. Давидович А. Л. Развитие речевого творчества старших дошкольников : пособие для педагогов учреждений дошк. образования — Минск
2. Жихар, О. П. Особенности планирования и организации работы с детьми в разновозрастных группах дошкольных учреждений : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования – Мозырь: Белый Ветер
3. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Минск: НИО, 2012. — 184 с.
4. Шашок, В. Н. Педагогический опыт воспитателя дошкольного образования : метод. Пособие - Минск: Сэр-Вит.