Папки-передвижки

Социально-коммуникативное развитие детей в дошкольном учреждении в разновозрастной группе

инна анисимова
Социально-коммуникативное развитие детей в дошкольном учреждении в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС :

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми, с детьми разного возраста, сверстниками;

Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей в дошкольном учреждении в разновозрастной группе» размещена в разделах

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Практика показывает, что в семье всё меньше и меньше родители общаются со своими детьми, лучшие друзья современного человека -телевизор, компьютер, планшет, телефон. Родители не читают детям сказки, чаще всего их заменяют мультфильмы, компьютерные игры, которые несут большой заряд агрессии.

Задача педагогов дошкольного образования состоит в том, чтобы выпускники, в будущем, когда они пойдут в школу, не испытывали трудностей в общении с другими детьми, проявляли инициативу и самостоятельность, были уверены в своих силах, открыты внешнему миру, положительно относились к себе и окружающим, обладали развитым воображением.

Опыт работы показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить

взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.

Деятельность педагогов в дошкольном учреждение по обеспечению необходимых условий

для социально-коммуникативного развития детей включает в себя :

• организацию предметно-пространственной среды;

• создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;

• стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;

• устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;

• мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;

• обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;

• моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению.

Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников : групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД, в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей).На сегодняшний день разновозрастная группа в практике дошкольного образования незаслуженно «отодвинута» в сторону, рассматривается только как вынужденная необходимость (малокомплектный детский сад). Тем не менее, существует концепция дошкольного детства, как этапа становления сущностных характеристик человеческой личности и теория целостного развития ребёнка в онтогенезе. Разновозрастное окружение в дошкольном образовательном учреждении обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального развития. Складывающиеся привычки общения с большим коллективом людей способствуют развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других.

По моим наблюдениям, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших. Старшие дошкольники служат примером во всем, у них формируется ответственность, добросовестность, совершенствуются навыки коллективных взаимоотношений. Большие и маленькие не соперничают между собой, так как стало законом: ты - старший, я - младший – это объективная реальность, поэтому старшие – заботливы и великодушны, а младшие – уважительны и послушны.

Теперь остановимся на вопросах взаимообучения, взаиморазвития, взаимовоспитания в данной группе. Младший ребёнок имеет уникальную возможность на примере старшихдетей видеть перспективу своего развития во всех областях : как они общаются, как и во что играют, чем занимаются, как и о чем говорят. Младший сам выбирает быть ему вне совместной деятельности, быть рядом, или быть вместе. Для этого нужно не только хотеть, но нужно знать и уметь. Пример; если ребенок не знает правил игры, он не интересен как партнёр. У старших детей появляется возможность - рассказывая, объясняя, показывая младшему то, что он уже умеет и знает сам непросто повторять освоенное и присвоенное, но в определённой степени закреплять, расширять свои познания. В разновозрастной группе младший ребёнок сразу погружается в новую среду общения. Он, многого не понимая, но постоянно общаясь, соприкасается с новыми формами общения. Мотив, не потому что так говорит воспитатель, а потому в поле его зрения реальный образец для подражания старших детей. В старшем возрасте самостоятельно осмысленно используют необходимые формы общения, в зависимости от ситуации, личностные качества.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном

процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие,

способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Развитие коммуникативных способностей постоянно происходит в режиме дня во

время бесед, речевых ситуаций: «Вспомни чистоговорку», «Скажем правильно»,

ситуации морального выбора: «Поделись», «Уступи стульчик», «Пропусти вперёд

девочку», чтение сказок, составление рассказов на прогулке, творческие игры дают

возможность непринуждённо ввести ребёнка в диалог, обогатить его словарный

запас. Например, на прогулке при наблюдении за облаками, придумываются сказки

и небылицы.

При развитие коммуникативных способностей разновозрастной группы хорошо зарекомендовала себя театрально-игровая деятельность.

В общем, обогащенное развитие - это развитие всех потенциальных

индивидуальных возможностей каждого ребенка. Безусловно, наиболее высоким

уровнем познавательного и личностного развития обладает индивид, находящийся

под воздействием развивающей среды. Таким образом, предметно-

пространственная среда развития - это организация пространства и использования

оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности

психического благополучия ребенка, его развития. Создавая развивающую среду группы, необходимо учитывают особенности детей, возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность, личностные особенности. В группе дети с удовольствием играют в уголках: «Кухня», «Поликлиника», «Магазин», «Салон красоты», «Библиотека»; «Музыкальный уголок», для развития творческих способностей «Центр творчества» и другие.

Перед началом работы на разновозрастной группе была проведена большая

предварительная работа: изучение программы, просмотр медицинских карт детей, беседа с воспитателями группы об особенностях детей, их привычках, потребностях, о

взаимоотношении в семье. Присутствовала (с согласия воспитателей) на занятиях,

наблюдала режимные моменты, в летний период работала на группе.

Работая с родителями, провела родительское собрание в мае и в октябре, где родителей ознакомила с программой, особенностями разновозрастной группы, ответила на волнующие вопросы. Изучала семью, устанавливала контакты с родителями и их ближайшими родственниками с целью согласования воспитательных воздействий на ребёнка. Родители являются активными помощниками и участниками всех наших мероприятий. За время изучения и обобщения моего опыта были проведены творческие конкурсы поделок, конкурс чтецов,конкурс коллажей «Как я провел лето», «Осень золотая», праздники: «Осень», «Новый год», «23 февраля», коллективная работа: плакат «С днем матери». К этим мероприятиям родители вместе с детьми и педагогами готовили атрибуты, участвовали в совместных играх, танцах. На родительских собраниях, в индивидуальных беседах постоянно обсуждаются с родителями проблемы общения.

Правильное социально – коммуникативное развитие у детей формируется путем творческого подражания, без каких либо специальных объяснений со стороны воспитателя. Наблюдая за младшими ребятами – старшие видят, какими они были раньше, на примере старших – младшие понимают, какими они будут через год, какими знаниями и умениями они будут обладать. Опираясь на свой опыт работы на разновозрастной группе, могу сделать вывод, что именно в таких группах происходит развитие детей легко и не принужденно.

Список использованных источников

1. Давидович А. Л. Развитие речевого творчества старших дошкольников : пособие для педагогов учреждений дошк. образования — Минск

2. Жихар, О. П. Особенности планирования и организации работы с детьми в разновозрастных группах дошкольных учреждений : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования – Мозырь: Белый Ветер

3. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Минск: НИО, 2012. — 184 с.

4. Шашок, В. Н. Педагогический опыт воспитателя дошкольного образования : метод. Пособие - Минск: Сэр-Вит.

Публикации по теме:

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклойСоциально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклой Мы все прекрасно знаем, что кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла,.

Игра на социально-коммуникативное развитие 1. Форма: игра 2. Возраст: старшая группа детского сада 3. Задачи: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров и принимать.

Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие)Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие) Цель: закреплять знания об обобщающем понятии "транспорт" Задачи: - познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный;.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Конспект НОД по образовательной области «социально — коммуникативное развитие» (оригами) «Домик для зайки»Конспект НОД по образовательной области «социально — коммуникативное развитие» (оригами) «Домик для зайки» Задачи: повышать интерес к занятиям по оригами через игру; учить делать из квадрата цветной бумаги дом; воспитывать аккуратность,.

Конспект НОД социально-коммуникативное развитие по нравственному воспитанию «Путешествие в сказку» в старшей группе Задачи: Образовательные: Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как "друг", "дружба", "честность", "справедливость". Активизировать.

Перспективное планирование ОО «Социально — коммуникативное развитие» (подготовительная к школе группа) Дорогие друзья и гости моего блога! Предлагаю вашему вниманию перспективное планирование по социально – коммуникативному развитию с детьми.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Социально-коммуникативное и физическое развитие. Иллюстрированная большая книга классификаций (часть 1 и 2)Социально-коммуникативное и физическое развитие. Иллюстрированная большая книга классификаций (часть 1 и 2) Уважаемые коллеги, продолжаю освещать работу над пособием «Иллюстрированная большая книга классификаций». Для обогащения развивающей среды.

Социально-коммуникативное развитие «Накроем стол для игрушек» Тема: «Накроем стол для игрушек» Возрастная группа: вторая группа раннего возраста Программное содержание: Цель: Учить детей сервировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-коммуникативное развитие детей в дошкольном учреждении в разновозрастной группе
Опубликовано: 4 апреля 2021 в 21:36
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-коммуникативное развитие детей в дошкольном учреждении в разновозрастной группе» (включая файлы) размещена пользователем инна анисимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД