Екатерина Евсеева
Социально-коммуникативное развитие детей 4–5 лет в соответствии с ФОП
▼ Скачать
Социально-коммуникативное развитие детей 4–5 лет в соответствии с ФОП
новые веяния или все новое–это хорошо забытое старое
«Опять в детском саду новшества. Сколько можно? Что они еще там намудрили?» – такова была первая реакция, судя по отзывам в интернете на Федеральную образовательную программу дошкольного образования.
Мы с вами стоим у истоков воспитания ребенка, мы даем первые понятия и нормы поведения. Мы с вами умеем и можем воспитать наших воспитанников и научить родителей. Давайте посмотрим на «Портрет гражданина 2035». Дети, которых мы выпустим в этом году в школу. Закончат ее в 2035 году.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей 4–5 лет в соответствии с ФОП» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
В соответствии с ней, детские сады России должны к 1 сентября 2023 года создать свои основные образовательные программы, отразить изменения в локальных актах. Работы конечно много.
Но, читая Федеральную образовательную программу дошкольного образования (ФОП ДО, понимаешь, что изменения своевременны. Они нужны, потому что прогресс не стоит на месте.
Так какие же изменения произошли в образовательной области социально-коммуникативного развитии детей 4-5 лет. Все новое- это хорошо забытое старое! Представим изменения в виде таблицы.
В сфере социальных отношений ребенок к 5тигодам
• имеет дифференцированные представления о себе (имя, фамилия, адрес, чувства, поступки, поведение); о собственной половой принадлежности (гендерные особенности, аргументирует ее по ряду признаков; о членах семьи, различающихся по половым и возрастным признакам, об отдельных нормах и правилах поведения в семье, о доминирующих интересах родственников разного пола; осознает право каждого на любимое занятие; о внешних проявлениях мужчин и женщин (одежда, отдельные аксессуары, телосложение, об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, видах отдыха, о специфике поведения в общении с другими людьми; о назначении, помещениях, деятельности взрослых в детском саду; проявлении заботы взрослых и детей друг о друге; дне рождения детского сада; об отдельных средствах цивилизации (транспорт, связь); различает эмоциональные состояния (веселье, грусть, страх, обида, огорчение) близких взрослых и детей, проявляет адекватные способы разрешения конфликтных ситуаций;
• проявляет сопереживание, сочувствие, сострадание, стремление помочь, чувства любви и привязанности к близким людям, сверстникам, работникам детского сада, литературным персонажам;
• проявляет вежливость, уважение к старшим: демонстрирует различные формы приветствия, прощания, выражения благодарности и просьбы. Знает и применяет правилами поведения в общественных местах.
Формыработыс детьми
Содержание Совместнаядеятельность Режимныемоменты Самостоятельная
деятельность
Развитиеигровойдеятельности
* Сюжетно-ролевыеигры
* Подвижныеигры
* Театрализованныеигры
Дидактическиеигры Занятия, экскурсии, наблюдения,чтениехудожественной
литературы, видеоинформация,досуги, праздники, обучающиеигры, досуговые игры, народныеигры.
Самостоятельныесюжетно-
ролевыеигры,дидактическиеигры,досуговые игры с участиемвоспитателей В соответствиисрежимомдня Игры-
экспериментирование
Сюжетные
самодеятельныеигры (с
собственнымизнаниями детей наосновеихопыта).
Внеигровыеформы:
самодеятельностьдошкольников;изобразительнаядеят-ть;
труд в природе;экспериментирование;
конструирование;бытовая
деятельность;наблюдение
Приобщениекэлементарнымобщепринятым нормамиправилам взаимоотношения со сверстниками ивзрослыми Беседы, обучение, чтениехуд. литературы,
дидактическиеигры,игровые занятия, сюжетно ролевые игры,игроваядеятельность
(игрывпарах,совместныеигрыснесколькимипартнерами,
пальчиковыеигры) Индивидуальная
работа во времяутреннегоприема (беседы, показ);Культурно-гигиеническиепроцедуры (объяснение,
напоминание);
Игровая
деятельность вовремя прогулки (объяснение,
напоминание) Игровая
деятельность,дидактические игры,сюжетноролевыеигры,
самообслуживание
Что же включить в РППС является частью образовательной среды и фактором, обогащающим развитие детей,
- Куклы мальчик и девочка
- Куклы из картона с одеждой, либо магнитные куклы с одеждой, причем вся семья от бабушки (дедушки) до брата (сестры).
- Макет микрорайона с названием улиц, макет деревни.
- Иллюстрации, фото, скульптура с изображением взрослых людей разного пола и профессий.
- Иллюстрации с изображением заботливого отношения взрослых к детям, животным и детей к старшим.
- Фото родственных ребенку семей и своей семьи.
- Игры
- Иллюстрации с ярко выраженными эмоциональными состояниями у взрослых и детей, животных.
- Фотоальбомы детей группы, отражающие жизнь группы и детского сада.
- Система зеркал разной величины и формы.
- Наборы фигурок, изображающих взрослых людей разного возраста и детей.
- Иллюстрации с изображением детей разного возраста и пола, их предметов пользования, типичных занятий и игрушек, одежды.
- Картинки, фотографии, скульптурные композиции, отражающие сюжеты общения, совместные дела, любовь, нежность детей и взрослых.
В сфере формирования основ безопасного поведения
Педагог способствует обогащению представлений детей об основных правилах безопасного поведения в быту, в природе, на улице, в реальном общении с незнакомыми людьми и в телефонных разговорах с ними.
Создает условия для расширения и углубления интереса детей к бытовым приборам и предметам быта, обсуждает вместе с детьми правила их использования, поощряет стремление детей поделиться своим опытом с другими, предлагает детям рассказать о том, как они дома соблюдают правила безопасного поведения, выбирает вместе с детьми лучшие примеры. Обсуждает с детьми, что порядок в доме и ДОО необходимо соблюдать не только для красоты, но и для безопасности человека, что предметы и игрушки необходимо класть на свое место.
Рассматривает вместе с детьми картинки с правилами и алгоритмами поведения в ситуациях, опасных для здоровья и жизни, которые могут произойти с детьми дома, в условиях ДОО, в ближайшем с домом окружении: если неосторожно пользоваться, брать без разрешения или играть острыми, колющими, режущими предметами, то можно порезаться или уколоться, лучше предупредить взрослого и пользоваться только под его присмотром.
Создает игровые ситуации, в которых ребёнок может закрепить опыт безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. Обсуждают с детьми правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях: как позвать взрослого на помощь, как вызвать помощь по мобильному устройству и тому подобное.
Формы работы с детьми
- Беседы, обучение, чтение, объяснения, напоминание, упражнения, рассказ, рассматривание иллюстраций;
- Продуктивная деятельность;
- Целевые прогулки, рассказы;
- Дидактические и настольно-печатные игры;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Минутка безопасности;
- Показ;
- Объяснения;
- Обучения;
- Напоминание;
- Рассматривание иллюстраций,
- Творческие задания
- конкурсы
РППС
- уголки безопасности
Материалы, связанные с темами ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры).
• Иллюстрации с изображением красочно оформленных ближайших улиц и зданий.
• Макет проезжей части.
• Макет светофора, дорожных знаков.
• Образцы, схемы, планы группы, микрорайона.
• Иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты (ножницы, иголки и т. д.).
• Наглядно-дидактические пособия:
Водный транспорт.
Автомобильный транспорт.
Авиация. Космос.
- Автогородок с нанесенной разметкой и транспортным светофором
Государство ставит перед нами задачу по воспитанию Гражданина 2035
Учитывая то. Что планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, а деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка, для десткого сада важно учитывать результаты достижения цели воспитания модели «Портрет гражданина 2035». В связи с этим мы более подробно остановимся на двух важных на наш взгляд сферах Формирование основ гражданственности и патриотизма и Трудовое воспитание.
Формирование основ гражданственности и патриотизма
Неотъемлемой частью становления личности ребёнка с ранних лет- это патриотическое воспитание. Ребёнку с ранних лет нужно прививать чувство любви к Родине, гордость за страну. Уважение к традициям нашего многонационального народа нашей Великой Родины!
Важно всё же заметить, что патриотическое воспитание начинается в семье. А затем в детском саду воспитатели формируют патриотическое мировоззрение воспитанника. От качества обучения будет зависеть: будет ли подрастающее поколение патриотом своей Родины и станут ли отстаивать интересы нашего государства, где бы они ни были!
Педагог воспитывает уважительное отношение к нашей Родине - России. Продолжает знакомить с государственной символикой Российской Федерации: Российский флаг и герб России; воспитывает уважительное отношение к символам страны.
Обогащает представления детей о государственных праздниках: День защитника Отечества, День Победы. Знакомит детей с содержанием праздника, с памятными местами в населенном пункте, котором живет, посвященными празднику.
Педагог обогащает представления детей о малой родине : знакомит с основными достопримечательностями населенного пункта, развивает интерес детей к их посещению с родителями (законными представителями); знакомит с названиями улиц, на которых живут дети. Поддерживает эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Создает условия для отражения детьми впечатлений о малой родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и так далее).
Поддерживает интерес к народной культуре страны (традициям, устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).
Формы работы
- Познавательные беседы;
- Дидактическая игра;
- Наблюдение;
- Упражнение;
- Рассматривание иллюстраций;
- Познавательные досуги, тематические досуги, чтение, рассказ, экскурсия;
- Тематические досуги;
- Создание коллекций;
- Проектная деятельность;
- Исследовательская деятельность;
- Сюжетно – ролевая игра;
- Дидактическая игра;
- Настольно-печатные игры;
- Продуктивная деятельность
- Разговоры о важном,
- Целевые прогулки,
- тематические прогулки с использованием народных игр,
- экскурсии к достопримечательностям города
- написание писем для участников СВО,выпуск газеты «Солнечный калейдоскоп»
Формирование основ патриотизма неотъемлемо связано и с проведением совместных с родителями государственных праздников, таких как «9 мая- День Победы», «День снятия блокады Ленинграда», «День государственного флага РФ», «День народного единства», «День защитников отечества», День города и т. д., а также Масленица, Покров и другие фольклорные праздники русского народа.
РППС
Письмо Мин. Просвещения России от 15.04.2022 г. «об использовании государственных символов РФ» : Поэтапное внедрение и изучение истории государственных символов.
Как пример:
1) Стенд с портретом президента В. В. Путина и символы государства;
2) карта области, макет микрорайона с названием улиц;
3) Игра- занятие «Государственные праздники России»;
4) Дидактические пособия: «Мой дом», «Расскажи про свой город»;
5) Куклы в национальных костюмах;
6) Книги о Малой Родине;
7) Дидактический материал «Защитники Отечества», «9 Мая- день Победы», «Великая отечественная Война»;
8) Фотоальбом «Город, в котором я живу»;
9) Иллюстрации с русскими народными костюмами;
Изучение Государственных символов
Было:
1. Знакомство с гос. символикой в рамках тематических мероприятий, государственных праздников.
2. Вывешивание флага России на здании ДОО в честь государственных праздников.
Стало:
1. Ввести традицию поднятия государственного флага и исполнение Гимна (Разговоры о важном)
2. Включать государственные символы России в пространственную образовательную среду детского сада.
3. Проводить тематические мероприятия в формах, допустимых для дошкольников.
Итак, переходим непосредственно к разбору оформления патриотических уголков, в соответствии с возрастными ограничениями воспитанников.
Государство= Символика государства: Герб, Гимн, Флаг. Портрет Президента располагается с левой стороны. Государственный флаг располагается выше остальных флагов, также и Герб.
Родной край=Иллюстрации красоты и природного богатства Родного края.
Малая Родина=Фотографии, открытки, фотоальбомы, объёмные макеты города, района, детского сада. Флаг. Герб. Карта области, портрет руководителя. Символика наиболее значимых предприятий. Иллюстрированный материал о своём населё нном пункте: достопримечательности, история возникновения, известные земляки.
Народная культура= Атрибуты народного творчества: матрёшки, свистульки, примеры национальной одежды. Традиционные игрушки России из соломы, ниток и т. д. Русские народные дидактические игрушки и игрушки, выполненные в народном стиле Иллюстрированный материал о жизни русской деревни: изображение, макет, праздники, наряды, обряды.
Семья, семейные традиции и нравственность=Семья, картинки, изображающие семью, родителей, их любовь, заботу к детям, совместные игры, выполнение обязанностей по дому. Мой дом: изображение различных архитектурных зданий. Информация о семейных праздниках и традициях
Художественная литература=Народные сказки, песни, пословицы, стихи о Родном крае, литература по темам. Подборка музыкальных произведений
Приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры организовано посредством организации не только образовательного пространства групповых ячеек, но и пространства всего детского сада:
- На центральном входе расположились главные символы страны на фоне природных богатств России (от Крыма до тайги).
- создана картинная галерея на втором этаже ОО с портретами художников и репродукциями картин с описанием
- Галерея «Ими гордится России» российские композиторы,
- музей спорта с великими спортсменами России,
- музей кукол с разнообразием народных кукол.
- зал славы «Меленькие герои большой войны»
- Территория детского сада пронизана патриотическим воспитанием детей : на территории создан эколого-развивающий интерактивный комплекс «Музей природы Тамбовской области»; стена памяти
В образовательный процесс вовлечены не только сотрудники детского сада, но также социальные партнеры (Музей-заповедник Рахманинова в Ивановке, Областная картинная галерея, Детская музыкальная школа №2 им. Мержанова)
).
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание дошкольников является одним из ведущих компонентов развития волевых, интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, эффективным приёмом формирования культуры социальных отношений. Разумно организованный труд развивает физический потенциал, пространственное восприятие мира, укрепляет здоровье ребёнка.
Стратегическая цель трудового воспитания — формирование позитивного отношения к труду. Реализовать эту цель можно двумя путями:
1. Сформировать понимание ценности и социальной значимости труда.
2. Развить и усовершенствовать элементарные трудовые умения и навыки, воспитывая трудолюбие, организованность и ответственность.
Для детей 4– 5 лет трудовое воспитание в детском саду наполнено следующим содержанием:
1. Самообслуживание:
o приучать аккуратно складывать и вешать одежду, следить за её чистотой;
o совершенствовать ранее приобретённые навыки гигиены;
o развивать навыки поведения в коллективе, обучать вежливому взаимодействию с товарищами, умению обратиться с просьбой и поблагодарить за оказанную поддержку.
2. Хозяйственно-бытовой труд:
o постепенное расширение поля деятельности: полная сервировка стола, стирка кукольной одежды, подметание дорожек на площадке, наведение порядка на стеллажах,участие совместной со взрослым в уборке игровых уголков, участие в ремонте атрибутов для игр детей и книг, уборка постели после сна;
o развитие трудовой инициативности, самостоятельности и активности во время выполнения трудовых поручений.
o
3. Труд в природе — усложнение трудовых действий:
o полив цветов и грядок на огороде;
o самостоятельный посев семян и сбор урожая;
o подготовка корма для обитателей животного уголка (бельчатник);
o формирование заботливого отношения к животным и растениям и чувства ответственности.
4. Ознакомление с трудом взрослых
- целевые прогулки
- рассматривание иллюстраций с профессиями людей
-
5. Ручной труд
- Участие со взрослым по ремонту атрибутов для игр детей, подклейке книг, изготовлений пособий для занятий, самостоятельное планирование трудовой деятельности,
- Продуктивная деятельность,
- Работа с природным материалом, бумагой, тканью,
- Игры и игрушки своими руками.
В дошкольном образовательном учреждении можно применять следующие формы детского труда:
• Коллективные и индивидуальные поручения — задания, которые даются с учётом уровня развития ручных умений, а также возрастных и индивидуальных особенностей:
o детям 4-5 лет можно поручить стирку кукольных вещей, мытьё игрушек, подметание дорожек;
Поскольку навыки самостоятельной и совместной работы развиты ещё слабо, воспитатель терпеливо разъясняет способы выполнения задания, помогает детям распределить обязанности внутри группы, согласовать общие действия, убрать инвентарь и инструменты после выполнения работы, кроме того, приучает к уважительному и внимательному отношению друг к другу, старается сформировать основы коллективного труда.
Ежедневные дежурства — обязательное выполнение детьми трудовых обязанностей в интересах коллектива:
• Четырёхлетние дети постепенно включаются в выполнение работ, связанных с дежурством по столовой. Каждый стол накрывает один ребёнок. Воспитатель помогает, подсказывает, контролирует, оценивает качество выполненной работы, благодарит за проявленные трудолюбие и старательность. Со второго полугодия составляется график дежурств по подготовке рабочих столов к занятиям по лепке, рисованию, конструированию; как правило, дети работают в парах.
Приёмы трудового воспитания
В ходе работы по трудовому воспитанию педагог может использовать самые разнообразные приёмы, при необходимости сочетая их друг с другом.
Наглядные приёмы
Применение картинок, наглядных пособий и т. п. необходимо для лучшего усвоения информации детьми:
• наблюдение за профессиональной деятельностью взрослых, экскурсии;
• рассматривание картинок и сюжетных иллюстраций по теме, схем-моделей, алгоритмов в рисунках;
• демонстрация:
o выбора инвентаря или инструмента;
o способа организации рабочего места;
o последовательности выполнения операций, уборки.
Словесные приёмы
Словесные приё мы помогут в воспитании даже самых маленьких дошколят:
• рассказ воспитателя, пояснения и советы;
• беседы:
o «Любимые игрушки»;
o «Наведём порядок в нашем доме»;
o «Пришли гости»;
o «Маленькое дело лучше большого безделья».
Чтение художественной литературы
В детской литературе обыграно и описано большое количество поучительных историй:
• Братья Гримм «Голый король», «Храбрый портной»;
• А. Лопатина «Золотая иголочка»;
• В. Маяковский «Кем быть»;
• С. Михалков «А что у вас?», «Все сам»;
• Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», «Какого цвета ремёсла?»;
• В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок»;
• Я. Аким «Неумейка»;
• А. Барто «Девочка чумазая»;
• Л. Воронкова «Маша-растеряша».
Игровые приёмы
Игра является одним из лучших методических средств в дошкольных образовательных учреждениях. Воспитатель может использовать для целей трудового воспитания ролевые, дидактические, театрализованные игры. Многие из них основаны на простых принципах (подбор подходящей картинки или разгадывание загадок) и адаптируются воспитателем под актуальные педагогические задачи.
• «Свари суп и компот»;
• «Угадай на вкус»
• «Времена года»;
• «Угадайте, что я делаю»;
• «Четвёртый лишний»;
• «Одень куклу»;
• «Что растёт в саду и в огороде?».
Сюжетно-ролевые игры:
• «Чаепитие»;
• «Накроем стол для кукол»;
• «Принимаем гостей»;
• «Строители»;
• «Магазин»;
• «Поликлиника».
Игровые ситуации:
• «Научим Хрюшу одеваться»;
• «Помоги Пятачку»;
• «Мыльные пузыри»;
• «Чистые ладошки».
Практические приёмы
К ним относятся:
• совместное с ребёнком выполнение трудовых операций;
• поэтапная самостоятельная работа детей.
РППС
Ветряная мельница, лейки, гладильная доска, утюг, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, набор для уборки с тележкой, комплект медицинских принадлежностей, набор фигурок людей различных профессий, набор картонных кукол с одеждой и атрибутами людей различных профессий, планшет «Мы дежурим», руль, телефон, УМК для развития инженерно-конструкторского образования с комплектом игр, дидактических и наглядных пособий, фартуки, одежда людей различных профессий:
Работа с родителями
благоустройство участка, субботник, совместное творчество, привлечение к изготовлению поделок и т. д.