Заварухина Людмила
Социальная реабилитация ребенка с ОВЗ посредством участия в работе кружка
▼ Скачать + Заказать документы
Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями обеспечивает овладение растущим человеком достижениями культуры и социальным опытом, накопленным предшествующими поколениями, в виде знаний, навыков, умений, моральных ценностей, норм поведения. На этой основе формируется личность ребенка, способного жить в обществе и выполнять определенные социальные роли, которые призваны помочь ему успешно взаимодействовать с другими людьми; повышают мотивацию его жизнедеятельности, активность. Чтобы знания, навыки и умения, передаваемые и прививаемые ребенку, активно включались в процесс личностного развития, необходимо серьезно подходить к отбору содержания доступного и интересного ребенку, а также к выбору форм его подачи. Основным условием здесь выступают учет индивидуальных и возрастных особенностей детей Наиболее эффективными формами для ребенка можно считать те, которые являются для него доступными, привлекательными, актуально значимыми.
Публикация «Социальная реабилитация ребенка с ОВЗ посредством участия в работе кружка» размещена в разделах
Процесс социальной реабилитации протекает только в деятельности. Она обеспечивает познание ребенком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение у детей чувств, активизирует волю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения. Основная цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания с представлением ребенку практически неограниченных возможностей в продуктах творчества, в утверждении и познании своего «Я».
В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых ее видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Включение детей с ограниченными возможностями в социальную деятельность является процессом в ходе, которого происходит следующее:
- выработка критериев, определяющих выбор деятельности;
- формирование своего отношения к деятельности и участие в ней;
- приобретение опыта деятельности.
Проблемы ребенка с ограниченными возможностями заключаются в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, то есть связи с миром.
Дополнительное образование компенсирует ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические и творческие запросы. На занятиях кружка у детей развивается творческое воображение, фантазия, мелкая моторика, речь, мышление, память, наблюдательность и другие психические функции
На фоне возникновения в современном обществе интереса к эстетике быта для детей актуально освоение программы дополнительного образования «Стильные штучки» Знакомясь с культурными традициями и современным дизайном, дети получают навыки изготовления изделий из бросового материала (пластмассовых бутылок, одноразовой посуды, пуговиц). Сфера применения полученных знаний широка: от оформления своего жилища, одежды до получения профессии мастера по декоративно-прикладному творчеству и, как следствие, - дополнительный заработок, улучшение материального благосостояния семьи через реализацию сувенирной продукции, изготовленной своими руками; организации своей досуговой деятельности.
Центральное место на занятиях кружка занимает практическая работа, но непосредственно перед ней определенное время отводится на приобретение обучающимися знаний познавательного характера, инструктаж по технике безопасности и санитарно – гигиенические требования к занятиям ручного труда.
В результате обучения по программе «Стильные штучки», обучающиеся получают знания и практические навыки по изготовлению различных изделий, из пуговиц, пластмассо вых бутылок, одноразовой посуды и пр. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления игрушек, подарков к различным праздникам, для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд, а это очень важно для воспитанников с ОВЗ.
Творчество рассматривается учеными, как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего и социального мира. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек, форма и способы его мышления, личностные качества. Поэтому важно научить ребенка ориентироваться в окружающем мире, найти себя и реализоваться в деятельности, способствующей его духовному развитию.
Овладевая основами различных техник, в процессе освоения разнообразных материалов дети не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимые для разнообразных современных профессий. Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.
Занятия в кружке это :
смена вида деятельности (школьная умственная деятельность сменяется двигательной (моторной) активностью, то есть ручным трудом:
смена стиля общения (неформальная обстановка, не предъявляется жестких требований к дисциплине);
смена обстановки (не нужно сидеть прямо и неподвижно на жестком стуле можно расположиться так, как тебе больше нравится);
способ организации досуга ребенка (у ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки, под присмотром руководителя ребенок в большей безопасности);
общение (группы малочисленные, дети в кружке больше схожи между собой, что облегчает установлению дружеских отношений)
формирование ответственности (посещая любимый кружок ребенок должен научиться запомнить и контролировать множество вещей сразу:
o запомнить расписание занятий и вовремя на них являться;
o организовать свое время, таким образом, чтобы все успеть: и в школу сходить, и уроки сделать, и маме с папой помочь, и с друзьями пообщаться);
развитие способностей (пусть ребенок занимается в разных кружках, пусть даже меняет их периодически. Приобретенные на занятиях знания и умения не пропадут даром: он вырастет разносторонне развитым человеком, что пригодится ему в дальнейшей жизни. Детей, лишенных талантов не бывает);
повышение самооценки (занимаясь любимым делом, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы, поможет стать более уверенным в жизни)
Таким образом, группа в кружке - модель социума в миниатюре., что важно для детей с ОВЗ. Менее формализованная обстановка на занятиях предоставляет больше возможностей опробовать различные модели поведения. А необходимость достижения общей цели вынуждает детей развивать навыки общения, учиться разрешать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы Дополнительное образование целенаправленно организовывает досуг учащихся, формирует творческую личность, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, предупреждает асоциальное поведение.
Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями обеспечивает овладение растущим человеком достижениями культуры и социальным опытом, накопленным предшествующими поколениями, в виде знаний, навыков, умений, моральных ценностей, норм поведения. На этой основе формируется личность ребенка, способного жить в обществе и выполнять определенные социальные роли, которые призваны помочь ему успешно взаимодействовать с другими людьми; повышают мотивацию его жизнедеятельности, активность. Чтобы знания, навыки и умения, передаваемые и прививаемые ребенку, активно включались в процесс личностного развития, необходимо серьезно подходить к отбору содержания доступного и интересного ребенку, а также к выбору форм его подачи. Основным условием здесь выступают учет индивидуальных и возрастных особенностей детей Наиболее эффективными формами для ребенка можно считать те, которые являются для него доступными, привлекательными, актуально значимыми.
Процесс социальной реабилитации протекает только в деятельности. Она обеспечивает познание ребенком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение у детей чувств, активизирует волю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения. Основная цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания с представлением ребенку практически неограниченных возможностей в продуктах творчества, в утверждении и познании своего «Я».
В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых ее видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Включение детей с ограниченными возможностями в социальную деятельность является процессом в ходе, которого происходит следующее:
- выработка критериев, определяющих выбор деятельности;
- формирование своего отношения к деятельности и участие в ней;
- приобретение опыта деятельности.
Проблемы ребенка с ограниченными возможностями заключаются в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, то есть связи с миром.
Дополнительное образование компенсирует ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические и творческие запросы. На занятиях кружка у детей развивается творческое воображение, фантазия, мелкая моторика, речь, мышление, память, наблюдательность и другие психические функции
На фоне возникновения в современном обществе интереса к эстетике быта для детей актуально освоение программы дополнительного образования «Стильные штучки» Знакомясь с культурными традициями и современным дизайном, дети получают навыки изготовления изделий из бросового материала (пластмассовых бутылок, одноразовой посуды, пуговиц). Сфера применения полученных знаний широка: от оформления своего жилища, одежды до получения профессии мастера по декоративно-прикладному творчеству и, как следствие, - дополнительный заработок, улучшение материального благосостояния семьи через реализацию сувенирной продукции, изготовленной своими руками; организации своей досуговой деятельности.
Центральное место на занятиях кружка занимает практическая работа, но непосредственно перед ней определенное время отводится на приобретение обучающимися знаний познавательного характера, инструктаж по технике безопасности и санитарно – гигиенические требования к занятиям ручного труда.
В результате обучения по программе «Стильные штучки», обучающиеся получают знания и практические навыки по изготовлению различных изделий, из пуговиц, пластмассовых бутылок, одноразовой посуды и пр. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления игрушек, подарков к различным праздникам, для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд, а это очень важно для воспитанников с ОВЗ.
Творчество рассматривается учеными, как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего и социального мира. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек, форма и способы его мышления, личностные качества. Поэтому важно научить ребенка ориентироваться в окружающем мире, найти себя и реализоваться в деятельности, способствующей его духовному развитию.
Овладевая основами различных техник, в процессе освоения разнообразных материалов дети не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимые для разнообразных современных профессий. Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.
Занятия в кружке это :
смена вида деятельности (школьная умственная деятельность сменяется двигательной (моторной) активностью, то есть ручным трудом:
смена стиля общения (неформальная обстановка, не предъявляется жестких требований к дисциплине);
смена обстановки (не нужно сидеть прямо и неподвижно на жестком стуле можно расположиться так, как тебе больше нравится);
способ организации досуга ребенка (у ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки, под присмотром руководителя ребенок в большей безопасности);
общение (группы малочисленные, дети в кружке больше схожи между собой, что облегчает установлению дружеских отношений)
формирование ответственности (посещая любимый кружок ребенок должен научиться запомнить и контролировать множество вещей сразу:
o запомнить расписание занятий и вовремя на них являться;
o организовать свое время, таким образом, чтобы все успеть: и в школу сходить, и уроки сделать, и маме с папой помочь, и с друзьями пообщаться);
развитие способностей (пусть ребенок занимается в разных кружках, пусть даже меняет их периодически. Приобретенные на занятиях знания и умения не пропадут даром: он вырастет разносторонне развитым человеком, что пригодится ему в дальнейшей жизни. Детей, лишенных талантов не бывает);
повышение самооценки (занимаясь любимым делом, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы, поможет стать более уверенным в жизни)
Таким образом, группа в кружке - модель социума в миниатюре., что важно для детей с ОВЗ. Менее формализованная обстановка на занятиях предоставляет больше возможностей опробовать различные модели поведения. А необходимость достижения общей цели вынуждает детей развивать навыки общения, учиться разрешать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы Дополнительное образование целенаправленно организовывает досуг учащихся, формирует творческую личность, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, предупреждает асоциальное поведение.