Лариса Акимова
Социальная реабилитация детей через формирование практических социально-бытовых умений и навыков по обслуживанию себя
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение города Москвы
детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Южное Бутово»
Департамента социальной защиты населения города Москвы
Статья
«Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями через формирование практических социально - бытовых умений и навыков
по обслуживанию себя».
Составила
Воспитатель ГКУ «Южное Бутово»
Акимова Лариса Юрьевна
Москва 2013 г.
Публикация «Социальная реабилитация детей через формирование практических социально-бытовых умений и навыков по обслуживанию себя» размещена в разделах
Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социализации, адаптации в обществе и умений достойно жить в нем. В качестве в конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития во всех странах мира выдвигается социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт.
Исходя из этого воспитатели ГКУ ДДИ «Южное Бутово» создают возможность для каждого ребенка с умственной отсталостью «помещения» его в особые социальные отношения, в специальную предметно-развивающую среду, через которую наиболее полно раскрывается социальный потенциал каждого воспитанника. Каждый воспитанник должен получить опыт переживания собственной полноценности и социальной полезности после выхода из ДДИ, мог уверенно начать самостоятельную жизнь, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум. В связи с этим цель занятий по социальной реабилитации детей с умственной отсталостью, формировать через практическую деятельность необходимый запас знаний, навыков и умений, которые позволили бы ему в той или ной степени, быть независимым от помощи окружающих. (Например, в развитии культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, застелить правильно кровать, одеться в чистую одежду, различая где чистая, а какую требуется уже постирать; навыки культуры поведения за столом и приеме пищи; правила поведения общественных местах и т. д.
Исходным моментом в формировании навыков бытовой ориентировки детей является определение конечного результата, который представляет собой обобщенную характеристику, портрет социально-бытовой «умелости» воспитанника к концу обучения.
Развитие навыков самообслуживания - это самый первый и важный шаг в процессе развития социальной самостоятельности детей. Через практическую деятельность (режимные моменты) в течении всего дня происходит целостное восприятие того, что делает воспитанник. Например, можно сто раз сказать о пользе чистки зубов, но, лишь повторяя эту операцию изо дня в день под контролем воспитателя, вырабатываются навыки, которые перейдут в привычку.
Привычка- это психоэмоциональное состояние поведения умственно отсталых детей. Необходимо развивать не только практическую сторону данной темы, но и мотивационную, т. е. ребенок должен знать зачем он это делает, для чего надо уметь причесываться, одевать чистую одежду, ухаживать за своим внешним видом, прилично себя вести.
Формировать отношение к любим видам деятельности одна из воспитательных задач коррекционного воспитания. Умственно отсталые дети находятся в большой зависимости от взрослого. Воспитатель находится рядом начиная с подъема и до отбоя. Поэтому при формировании у них положительного отношения к определенному виду деятельности надо очень эмоционально, контрастно выражать свое отношение к разным поступкам, поведению и взаимоотношениям людей, к разным по внешнему видам вещам (положительное – к чистым, опрятным, и негативное, нетерпимое – к грязным, неухоженным). Ежедневное требование – развитие социальных потребностей и возможностей их удовлетворения.
Системообразующим компонентом коррекционно-развивающей среды для детей являются занятия. Из своего опыта работы могу сказать что очень результативными являются интегрированные занятия. Задания распределяются мною с учетом возможности каждого ребенка.
Большое значение для привлечения интереса детей к занятиям, активизация их деятельности имеет разнообразие форм проведения. Это могут как нетрадиционные комплексные занятия с системой различных методов и приемов, так и экскурсии, занятия-игры, занятия-путешествия («Путешествие в страну Грязнулию», «В гости к бабушке Федоре»); занятия- практикумы («В гостях у тетушки прачки», «Шустрая иголочка», «В царстве мыльных пузырей»).
На занятиях по формированию знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке, использую следующие методы и приемы обучения:
• демонстрация
• наблюдение
• объяснение
• экскурсия
• беседа
• моделирование различных ситуаций
• решение логических задач, дидактические упражнения
• моделирование реальных ситуаций
• дидактические, режиссерские, сюжетно- ролевые, имитирующие игры
• игровые и проблемные ситуации
• оценивание действия людей в реальных ситуациях и на изображениях
• чтение и обсуждение литературы
• просмотр фильмов
• создание тематических альбомов, стендов
Главной опорой в усвоении любого познавательного материала умственно отсталым детям служат наглядные средства обучения. Поэтому демонстрация является одним из важных методов в обучении и воспитании таких детей.
На занятиях используются различного вида наглядность:
Натуральные предметы (например, одежда, посуда, продукты, реальные объекты, муляжи игрушки, модели, макеты; изображения, фотографии, практический показ действий людей в реальных ситуациях; технологические, операционные, предметные карты (планы).
Успешность социальной адаптации у детей с умственной отсталостью определяется не только количеством сформированных у них знаний, умений и навыков, но и способностью адекватно применять их в разнообразных жизненных ситуациях. С этой целью следует использовать приемы проблемного обучения. К ним прежде всего относится создание проблемной ситуации. Возможность создания проблемной ситуации имеется на каждом занятии и реализуется в процессе беседы, сюжетно-ролевых и режиссерских игр, моделировании реальных ситуаций.
Активизации мыслительной деятельности детей способствует также решение логических задач. Логическая задача – это представленная в словесной или наглядной форме загадка, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности. Например, выставляю две пары обуви: одна чистая, ухоженная, вторая – ее противоположность. Спрашиваю, что не сделал хозяин грязной обуви, зачем нужно мыть, ухаживать за обувью? Прошу исправить, помыть, тем самым формируем умение ухаживать за обувью.
Обучение по теме может считаться завершенным, если ребенок овладел содержанием составляющих ее знаний и умений настолько, что способен учить других. Девочки с удовольствием демонстрируют свои умения как взрослым, так и сверстникам. При этом, обучая других, ребенок и сам добивается еще лучшего овладения знаниями, навыками и умениями по теме. Очень любим занятия с куклами: причесываем их, учимся заплетать косички, ходим в «магазин» за продуктами, готовим, сервируем стол, кормим, убираем, моем посуду; одеваем кукол на прогулку сортируя одежду по сезону, тем самым формируем знания, умения и навыки одеваться и обуваться самим в «правильную» одежду и обувь.
Свою работу строю таким образом, чтобы при формировании того или иного блока социально - бытовых знаний и умении у ребенка, система занятий в начале носила цель полноценного восприятия ребенком необходимых сведений, правильное формирование действий, приемов, операций затем – разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике. Таким образом, система работы направлена на получение ребенком конкретных результатов в освоении необходимых ему в жизни социально - бытовых знаний и умений.