Юлия городова
Социальная природа игры
Ю. С. Городова
СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ИГРЫ
В данном тезисе рассмотрено понятие «социальной игры», ее значение в жизни ребёнка сегодня, а так же понятие, проблема и решение ее при помо-щи взрослого.
Игра это важная социальная функция деятельности по своей структуре, наполняемости, по своему происхождению, как в филогенезе человечества, так и в онтогенезе отдельного ребенка. Структура игры – то, что воспроизво-дится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. Стоит сказать, что в силу современной занятости взрослого населения (мам, пап, бабушек, дедушек) ребенок ищет источник в групповой игре со сверстниками во дворе, а этот фактор в нашей действительности почти утрачен, да и при-мера стойких нравственных правил передающихся от старшего поколения не всегда имеется возможность получить в силу сложившихся обстоятельств. Современные дети не имеют желания, а порой и возможности поучаствовать в дворовых играх, т. к. у детей все сферы жизнедеятельности перегружены. Тенденция к угасанию детской инициативности во дворе современного города приводит к исчезновению дворовых играющих групп, которые являются ос-новным носителем игры. Тем не менее в игре могут отражаться лишь внешние стороны человеческой деятельности то, с чем действует человек, или отно-шения людей к своей деятельности и другим людям, или, наконец, обще-ственный «результат» человеческого труда. Поэтому изменяется и смысловая нагрузка игр современных детей. В настоящее время, к глубокому сожалению основным средством передачи игровой культуры становится телевизор, теле-фон, планшет. Такие формы передачи информации зачастую используют раз-рушающую цель. При этом упускаются из вида цели формирования личност-ных новообразований. Дети увлекаются конкретным сюжетом, а взрослый – не играет в процессе просмотра фильма или мультфильма никакой роли, не помогает развертыванию сюжета и удерживанию принятой роли, не объяс-няют сложные для детей понятия и т. п. В результате дети становятся менее отзывчивы и восприимчивы к играм словесного характера. Изучение детских игр позволяет выделить несколько этапов их укоренения у дошкольников; ознакомительная игра, сюжетно-ролевая игра, собственно ролевая игра. Даже если человек увидел непрофессиональным взглядом детскую игру будет за-метно, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени само-стоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В силу мно-гообразия детских игр не представляется возможным определить исходные основания для их классификации. Есть несколько классификаций игр. Так, Ф. Фребель первым из педагогов выдвинул тезис в основу своей классификации,принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные иг-ры, внешних органов чувств (сенсорные игры, движений (моторные игры). В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, определяющая степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр получила развитие в работах Н. К. Крупской. В ее работе, детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и П. Ф. Лесгафта, но называется немного иначе: игры, приду-манные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первую группу игр Крупская назвала творческими, подчеркивая их главную особенность – само-стоятельный характер. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Детям нужны и живые объекты для наблюдения для того что бы они могли придумать сюжет. Важно, что переходу детей к совместной ролевой игре будут способствовать следующие условия:
Публикация «Социальная природа игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
1) совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в его наиболее специфическом виде – в виде роле-вого диалога:
2) выделение в игре с помощью предметных опор (специфического игрового материала – такого, как белый халат для доктора, бескозырка для моряка, фартук для мамы и др.) не отдельных ролей, а целостной ситуации ролевого взаимодействия. Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом дея-тельности
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через иг-ру он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей между друг другом, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способ-ствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. «Игра – первая шко-ла общественного воспитания ребенка», - так охарактеризовал ее Л. С. Выготский. В игре дети могут договариваться о сюжете, распределении ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. Игра требует от ребенка таких качеств, как общительность, инициативность, спо-собность направлять свои действия по отношению к группе сверстников, что-бы устанавливать и поддерживать доброжелательное общение. Резюмируя свой тезис,мы хотели бы сказать,что в совместной игре дети учатся языку общения, учатся согласовывать свои действия с действиями другого, учатся взаимопониманию и взаимопомощи (эмпатии) ,что немало важно для их бу-дущего становления в следующих этапах взросления.