Харченко Наталия Николаевна
Социализация ребёнка посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация – это усвоение человеком нравственных норм и ценностей,
морали, правил поведения в социуме (обществе).
Социализация ребенка дошкольного возраста представляет
собой
длительный и многоплановый процесс, который очень важен для его
гармоничного вхождения в общество. Игровая деятельность является одним из
определяющих направлений социализации детей. В игровой деятельности
Публикация «Социализация ребёнка посредством игровой деятельности» размещена в разделах
осуществляется поэтапное встраивание ребенка в общее для всех жизненное
пространство, происходит усвоение знаний об окружающем мире и способах его
познания, норм общения, ценностей и достижение оптимального уровня
информированности, глубины, интериоризации знаний.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что дошкольный возраст
является периодом начала процесса социализации ребенка, первоначального
становления его как личности, формирования основ его самосознания и
индивидуальности. От успешной социализации в дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие индивида, раскрытие его способностей, становление личности. Социализация старших дошкольников является
сложным структурным образованием, отражающим потребность ребенка в общественно значимом изменении и преобразовании себя и окружающей действительности, которые зависят от совокупности определенных знаний
о мире (информационно-когнитивный компонент, от содержания установок, мотивов и связанных с ними отношений, интересов, стремлений (мотивационно-эмоциональный компонент) и актуализации собственного
опыта (деятельностный компонент). На прохождение процесса социализации ребенка оказывают влияние его индивидуальные особенности (тип личности, является ли она интро- или экстровертированной, аутичной или неаутичное, а также ее интеллект, психические состояния (астеническое или стеническое) и типичные
настроения, уровень и форма общения и взаимодействия с окружающими. Но,
несмотря на то, что социализация каждого конкретного человека имеет
индивидуальные особенности и проявления, она осуществляется
по определенным правилам, имеет свои механизмы.
Обычно механизмы социализации классифицируют следующим образом: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный
(через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание). Игровая деятельность, как средство социализации дошкольника, позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать большой простор проявлению его индивидуальности как полноты самоосуществления,
свободы поведения и деятельности в социальном пространстве.
Многообразие возможностей игровой деятельности проявляется в активизации познавательных способностей, коррекции недостатков личностного развития,
формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений. В старшем дошкольном возрасте обогащается сюжетно — ролевая игра, наблюдается разнообразие тематики игр, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил. В данном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность.