Ольга Мастьянова
Социализация ребенка в обществе
▼ Скачать + Заказать документы
Ввести ребенка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста.
В. А. Сухомлинский
В нынешнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т. к. создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Публикация «Социализация ребенка в обществе» размещена в разделах
В зависимости от успеха адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Постепенно приобретает опыт поведения в соответствии с правилами социума. Эти особенности в педагогике называются факторами социализации. К внутренним факторам социализации детей относят возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые проявляются в субъективной системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, семья и дошкольные учреждения наделены особой ответственностью по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения. Современная практика дошкольного образования показывает, что детям необходимо создавать условия для полноценного социального развития : дать ребенку возможность проявлять мотивацию, способность самому выбирать адекватный стиль поведения, изучать и улучшать личные отношения с окружающими.
Эмоциональное благополучие ребенка — это прежде всего комфорт в душе ребенка. Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей его индивидуальному развитию, творчества, достижения жизненного успеха, хорошее отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости, развитие коммуникативности ребенка — способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции. Социальные навыки помогают устанавливать доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться. При всех условиях, созданных в детском саду, ДОУ лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится ориентироваться в социуме. Поэтому одна из главных задач педагогов детского сада является создание полноценного социального сотрудничества в цепочке “педагог-дети-родители”. Показателями успешного социального развития ребенка в детском саду являются следующие умения ребенка :
Умение ребенка войти в детское общество;
Умение ребенка взаимодействовать с окружающими;
Умение следовать нормам общества;
Умение ребенка контролировать свои желания, поведение и др.
Перед педагогами стоит задача: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя все доступные источники информации.
Следует помнить, что, формирование этих качеств личности у ребенка, возможно только при его позитивной социализации.