Татьяна Глущенко
Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация дошкольников через сюжетно – ролевую игру
Многие детские игры – это подражание серьезной деятельности игры.
(Корчак Я.)
Актуальность.
Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. В игре дети получают:
- опыт общественного поведения в среде сверстников;
- практически усваивают моральные нормы и правила;
- приобщаются в жизни окружающих взрослых;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- имеют возможность проявить большую чем в какой – либо другой деятельности, активность, самостоятельность.
Отсюда особое место занимают сюжетно – ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что видят вокруг себя. Знакомства ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни.
Основные понятия и термины
Игра – это особая самостоятельная творческая деятельность детей.
Игровая группа – это группа детей, возникающая на основе избирательной симпатии.
Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщающей форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Сюжетная игра – детская игра, в которой ребёнок действует по определённому сценарию и воспроизводит в основных деталях сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок, и т. д.
Социализация – процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Личность – относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включённости в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.
Игрушка – предмет, предназначенный для игры, воссоздаёт реальные и воображаемые предметы, образы, служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Сензитивность – способность человека в определенные возрастные периоды оптимально, быстро овладевать теми или иными видами деятельности, психической активности (обучение речи).
Согласно ФГОС ДО главным требованием к образовательной деятельности с детьми является социально-коммуникативное развитие личности.
Коммуникативные способности – это комплекс индивидуальных способностей человека, благоприятствующий построению личного и делового общения с людьми: понимание других, установление, поддержание и бесконфликтное прекращение контактов. (Виноградова Н. А.)
- Развитие коммуникативных способностей происходит в ежедневном общении ребенка со сверстниками и взрослыми.
- Коммуникативные способности играют ведущую роль в социальном развитии дошкольников.
- Позволяют различать ситуации общения :
- понимать эмоциональное состояние других людей;
- адекватно выстраивать свое поведение;
- владеть способами выражения своего отношения к взрослым и сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие дошкольника
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Социализация
Первичная
Семья
Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.
Вторичная
ДОО
Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является детский сад, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.
Результат успешной социализации дошкольника
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,
включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка с
взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых
в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Периоды развития сюжетно–ролевой игры
• До 1 года
• Общение внутри семьи. Семейные отношения и ценности формируют базовую информацию о происходящем в окружающем мире. Поведение близких становятся шаблонами поведения.
• От 1 года до 3 лет
• Появляется потребность общения в коллективе сверстников. На этом этапе необходимо создание условий для полноценных межличностных коммуникаций. Дети начинают дружить, делиться, сопереживать. Группа сверстников учит друг друга простым нормам сосуществования в обществе.
• От 3 лет до 6 лет.
• Главным средством познания для ребенка становится речь. Ребенок строит ролевые диалоги, проявляет любознательность, задает вопросы, анализирует полученные вербальным путем знания.
• Огромное влияние на процесс социализации дошкольников оказывает окружение ребёнка
• СЕМЬЯ
• (родители, братья, сестры, дедушка, бабушка и др. родственники)
• ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
• (в первую очередь педагоги)
• ОБЩЕСТВО
• (сверстники, друзья)
ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
СОЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ :
1) Положительный образ «Я»
Доверие
Уверенность
2) Способность к восприятию другого человека
СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
1) Умение устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях
2) Умение реализовывать самоутверждающие способы поведения
Сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра – один из видов детской деятельности,
которые используются взрослыми в целях социализации
дошкольников.
- В игре ребенок формируется как личность, у него
- формируются качества, от которых впоследствии будет
- зависеть успешность его учебной и трудовой
- деятельности, его отношения с людьми.
Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.
Отсутствие сюжетно-ролевой игры это лишение ребенка:
- главного источника развития;
- импульсов творчества;
- признаков и примет социальной практики;
- богатства микроклимата коллективных отношений;
- активизации процесса познания мира
- Интеллектуальная загруженность детей отражается на игровой деятельности детей.
- Дети меньше играют, особенно в сюжетно-ролевые игры.
- Родители больше заинтересованы серьезной «муштрой» детей к школе.
- ДОО поддается запросам родителей. Количество занятий
(в том числе дополнительных) не оставляет место в режиме дня дошкольника для продолжительной сюжетно-ролевой игры.
- С каждым годом взросления ребенка в ДОО, время на игру становиться все менее и менее продолжительным.
Классификация игры
1) самодеятельные игры (по инициативе детей) – экспериментирования, сюжетно – самодеятельные.
2) игры с правилами (по инициативе педагога) – обучающие: дидактические, подвижные, досуговые.
3) народные – обрядовые, тренинговые, досуговые.
Педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры в социализации ребенка
- Любая сюжетно-ролевая игра имеет коллективный характер;
- Игра строится по предварительной договоренности, которая обсуждается коллективно и принимается группой детей;
- Практически все сюжетно-ролевые игры строятся на гендерных различиях, принятых в обществе;
- Спонтанная сюжетно-ролевая игра возникает и управляется лидером
(в младшем возрасте – педагогом, в старшем ребенком
лидером, входящим в круг предпочитаемых);
- Возникающие конфликтные ситуации, при грамотном педагогическом руководстве становятся образовательными задачами по приобретению навыков решения проблемных ситуаций;
- Успех игры зависит от личностных качеств и коммуникативных умений каждого участника игры.
- Через сюжетно-ролевую игру происходит обогащение жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации, творческая инициатива;
- Сюжетно-ролевая игра формирует такие качества, как чуткость. Доброта, развивает общительность, взаимопомощь.
Требования к организации игры
- Любая сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современной деятельности человека.
- Развитие научно-технического прогресса предоставляет человечеству много нового для жизни людей, поэтому задача педагога состоит в создании условий для отражения действительности в играх детей.
-Педагогам необходимо ориентироваться на современные социальные и семейные роли, только в этом случае будет обеспечено социальное развитие личности дошкольника.
Социально-коммуникативные навыки приобретаемые ребенком в процессе сюжетно-ролевой игры
Способен:
- организовать игровое пространство;
- выстроить процесс общения (слушать и слышать собеседника);
- анализировать мотивы и поведение своей личности и других людей в процессе общения;
- распознавать и предотвращать манипуляции со стороны других людей;
- неагрессивно настаивать на своем;
- рефлексировать свои поступки и поведение;
- разрешать межличностные конфликты.
Условия формирования сюжетно-ролевой игры
обогащение детей яркими впечатлениями о доступных явлениях окружающей жизни;
вычленение в последующих играх-занятиях наиболее характерных для этих впечатлений моментов и основных способов действий;
подбор игрушек и другого материала (их количество, сочетание, размещение);
руководство игрой в плане побуждения действовать по определенному сюжету, с последующим ненавязчивым вмешательством воспитателя (если это необходимо).
Эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определенных условий:
1. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту и потребностям детей;
2. Сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребенка
3. Сюжеты игр моделируют современные жизненные ситуации;
4. необходимость продуманной предметно-игровой среды;
5. Заключительным этапом сюжетно-ролевой игры должна стать рефлексия.
Уровни развития сюжетно-ролевой игры
Первый этап
Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются.
Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.
Второй этап.
Основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия).
Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться 2—3 человека.
Третий этап
Основное содержание игры — также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры.
Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.
Четвёртый этап.
Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер.
Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время.
Модель развития и руководства сюжетно – ролевой игры «Больница»
(1 этап)
Цель: Дать детям представления о действиях врача, познакомить с его орудием труда. Учить общаться в игре.
Структура игры :
Больница – больной (ребёнок с куклой) – врач (воспитатель) – пациент (кукла).
(2 этап)
Цель: Научить детей пользоваться атрибутами игры в определенной последовательности. Научить в игре пользоваться предметами заместителями. Воспитывать дружеские отношения в игре.
Структура игры:
Больница – пациент (ребёнок с куклой) – врач (ребёнок, очень активный) – медицинская сестра (воспитатель) – пациент (ребёнок с куклой).
(3 этап)
Цель: Закрепить на практике работу мед. сестры. Способствовать возникновению игры из окружающей жизни. Учить детей через игру чувствовать ответственность за ту роль и действия, которые он взял на себя. Помочь осознать важность и значимость данной профессии.
Структура игры:
Больница – медицинская сестра (ребёнок) - врач (ребёнок) – мама с дочкой (воспитатель с куклой) – большой ребёнок с мамой (ребёнок с куклой) – аптека – аптекарь (ребёнок).
Выводы:
Систематическая организованная работа с дошкольниками по использованию сюжетно-ролевых игр благотворно влияет на социальное развитие личности дошкольника.
- Проведение сюжетно-ролевых игр сопряжено с большим ощущением свободы, эмоциональным подъемом, радостью, весельем. Поэтому сюжетно-ролевая игра – это лучшее, понятное, доступное средство эмоциональной сферы ребенка дошкольника.
- Сюжетно-ролевую игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
- Для сюжетно-ролевых игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу.
- Сюжетно-ролевая игра учит действовать в соответствии с правилами в коллективе, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, стимулирует переход детского организма к более высокой степени социального развития