Анна Ерюшкина
Социализация дошкольника в игре
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование и развитие личности. Посредством социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности и нормы, свойственные его культуре.
Одним из особых ведущих средств социализации дошкольников является игра. Возрастные особенности развития определяют основную линию социализации дошкольников. К ней относится игра, через которую ребёнок воспроизводит систему социальных отношений в обществе. В игре осуществляется поэтапное встраивание ребенка в общее для всех жизненное пространство, происходит усвоение знаний об окружающем мире и способах его познания, норм общения, ценностей и достижение оптимального уровня информированности, глубины, интериоризации знаний.
Публикация «Социализация дошкольника в игре» размещена в разделах
На прохождение процесса социализации ребенка оказывают влияние его индивидуальные особенности и типичные настроения, уровень и форма общения и взаимодействия с окружающими. Но, несмотря на то, что социализация каждого конкретного человека имеет индивидуальные особенности и проявления, она осуществляется по определенным правилам, имеет свои механизмы.
Игра, как средство социализации дошкольника, позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать большой простор проявлению его индивидуальности как полноты самоосуществления, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве. Многообразие возможностей игры проявляется в активизации познавательных способностей, коррекции недостатков личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений.
Выделяют условия социализации детей в игре :
1. Создание в группе детского сада предметно-игровой среды, соответствующей возрасту детей.
2. Организация воспитателем эмоционально-благоприятной атмосферы в группе детского сада и осознание им важности вопроса социализации ребенка в игровой деятельности.
3. Интегрирование игр с методами и приемами, содержащими игровую ситуацию и направленными на социализацию детей [4].
Воспитатель детского сада является непосредственным агентом социализации ребенка, и успешный результат данного процесса зависит от адекватной социализирующей позиции воспитателя, его способности создать атмосферу заботы, доброты, внимания в группе детского сада.
Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель имеет возможность направлять их социальное становление, соответственно, он выступает для детей образцом, знающим каким образом необходимо вести себя в обществе.
Воспитатель кажется в глазах детей опытным, взрослым, но при этом, имеющим желание познавать вместе с ними. Данное положение предполагает сотрудничество с детьми, что положительно сказывается на доверительном взаимодействии ребенка с педагогом, и влияет на его социальное становление.
Собственно игровая деятельность имеет важнейшее значение для ребенка старшего дошкольного возраста, его становления личности. Но только игровой деятельности детей может оказаться недостаточно. Следовательно, необходимо сочетать ее с методами и приемами, имеющими игровую ситуацию и ориентированными на социализацию детей.
Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.
При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать. Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры.
Накопление ребёнком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее – к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребёнка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.