Татьяна Кашина
Социализация ребенка в игре
▼ Скачать + Заказать документы
«Ввести ребенка в сложный мир
человеческих отношений –
одна из важных задач воспитания
личности ребенка дошкольного возраста»
В. А. Сухомлинский
Развитие социального опыта ребенка – важнейший и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни. Большое значение для усвоения этических норм имеет игра. В игре дети берут на себя роли взрослых, подчиняясь правилам, постепенно усваивают типичные формы поведения и нормы взаимоотношений.
Публикация «Социализация ребенка в игре» размещена в разделах
• Что хорошо, что плохо;
• Что можно делать, чего нельзя;
• Как следует вести себя.
Игра как средство познания соц. мира одновременно является средством его моделирования. В игре ребенок конструирует самого себя, учится быть лучше.
Игры, влияющие на ролевое общение в игре.
Игровое творчество проявляется в поисках средств, для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики. Входя в роль, ребенок старается подражать поступкам, манерам речи своего героя. Игровые действия в игре всегда реальны : «мама» из ложечки кормит куклу кашей. И ложка, и молоко – воображаемые, но действия ребенка настолько выразительны, что зритель как будто видит эту ложку, которую ребенок осторожно подносит к губам куклы.
В создании игрового образа особенно важна роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. В игре, удовлетворяя свою потребность в общении, ребенок вступает в отношения, которые стимулируют его положительные эмоции. Повторяясь, каждый раз, когда дети играют, эти эмоции закрепляются как стойкие избирательные отношения к сверстникам и становятся симпатиями. В игре естественные потребности ребенка к общению со сверстниками часто наталкивается на неумение контактировать, согласовывать свои действия с действиями других детей. Цель игры в социализации ребенка это установление контактов друг с другом:
- создание атмосферы доброжелательности, взаимопомощи и любви;
- дает элементарные сведения о культуре общения через коммуникативно-речевые ситуации, игры;
- развитие диалогической и монологической речи;
- развитие умения выражать свои суждения и мнения.
«Я и мое имя»
«Словесные формы общения» (диалог и монолог) «Телефон», пересказ сказки в лицах, составление рассказа-сочинения «Если бы я был волшебником», игра «Слушатель – рассказчик» - работа в парах по составлению рассказов по серии сюжетных картин.
«Движения и жесты в общении» «Где мы были, вам не скажем, а что делаем – покажем», «Отгадай, кого изображаю», «В мире животных и птиц» (звукоподражание и пластическая имитация повадок животных и птиц) «Кенгуру».
«Мимика и ее роль в общении». Символическое изображение различных настроений человека и соотнесение его с фразеологическими оборотами «Слезы градом», «Надулся как пузырь».
«Роль интонации в общении» игровое упражнение «Узнай сказку по репликам героев», произнеси фразу с определенной интонацией и т. д.
Формирование ценностных представлений
Вопрос: Какие виды общения существуют в игре? (игровое, реальное)
Когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки, чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Когда чувства становятся устойчивыми, формируются высшие чувства, а затем моральные, нравственные и эстетические. Появляется сострадание, сочувствие, забота о близких и т. д. Ребенок понимает не только свои чувства, но и переживания других.
Большое значение в дошкольном возрасте для усвоения этических норм имеет игра:
- берут на себя роли взрослых, подчиняясь правилам (усваивают типичные формы поведения и нормы; получают представления «хорошо», «плохо»);
- каждый ребенок индивидуальность (нормы усваиваются по-разному).
Моральные представления детей в игре
Мл. ср. гр. – связаны с эмоциональными отношениями к людям
Ст. подг. гр. – ребенок оценивает себя, свое поведение с точки зрения правил, норм, которые усвоил.
Воспитание гуманных чувств
Богатые возможности для воспитания великодушия, отзывчивости, заботливости, уважения к окружающим дают творческие игры. В них дети отражают соц. отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.
Вопрос: Какие ценности можно сформировать в игре?
Ценностные представления:
- нравственные (добро, свобода, честность, милосердие, справедливость)
- интеллектуальные (истина, знание, творчество)
- эстетические (красота, гармония)
- социальные (семья, отечество)
- валеологические (жизнь, здоровье)
В игре «Семья» - отражают опыт общения с родителями, близкими людьми, зарождаются первые нравственные чувства.
Игра с куклой – предмет нравственных переживаний.
Игровые и практические ситуации в усвоении ребенком соц. опыта
Ситуации – заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу в разрешении которой он принимает непосредственное участие
Что необходимо учитывать при организации ситуаций
1. Заинтересовать проблемой. Что произошло? Что случилось? Почему возникло затруднение?
2. Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций. Какие чувства испытывают? Кому хорошо, кому плохо?
3. Побудить к поиску возможных вариантов разрешения Что может произойти? Как помочь?
4. Включить детей в конкретное практическое действие (проявить заботу, утешить, помочь разрешить конфликт)
5. Помочь пережить чувство удовлетворения от успешного разрешения проблемы (все ли удовлетворены)
Примеры игровых ситуаций:
- «Инсценировка с игрушками – готовое решение» (настольный, кукольный театр)
«Как Машенька бабушке помогала»
«Как Саша и Маша игрушками делились»
- «Инсценировка с игрушками» – подскажи решение (персонажи обращаются к детям с вопросами)
- «Поможем нашим игрушкам» - воспитатель организует ситуации, требующие активного сочувствия, помощи, заботы. Построить домик для ежика. Подобрать теплую одежду для обезьянок и т. д.
Практические ситуации
Направлены на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)
1. «Научим наших кукол здороваться и прощаться»
«Поможем найти потерянную вещь»
«Мы встречаем друга после болезни»
2. Создание затруднений «Игрушки рассыпались» дети получают новые впечатления, видят как интересно действовать вместе с воспитателем
3. «Наша забота нужна всем» («Украшаем д/с к празднику», «Мы ремонтируем книги») Ц: увлечь детей содержанием предстоящего дела, что рез-ты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим
4. Практич. ситуации гуманистич. выбора ставят перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие ( Н-р: оставить рис. себе или включить его в общую посылку больному сверстнику).
5. «Как быть, что делать» (ситуации, в которых дети проявляют инициативу, самост-ть, сообразительность, готовность искать правильное решение Н-р: отсутствуют краски (коричневая, зеленая, перепутаны детские варежки. Воспитатель не спешит давать ответы, дети сами ищут решение.
6. «Мы самые старшие в детском саду» (забота о малышах)
«Покажем кукольный театр»
«Перенести песок в песочницу»
7. «Научи своего друга, что умеешь сам» (внимание друг к другу, вз/помощь, сотрудничество)
Игры на социально - личностное развитие детей
Игра на знакомство и приветствие -“Колпачки”. Детям предлагают поздороваться и познакомиться друг с другом необычным способом. Для этого ведущий раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Участники должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: «Здравствуйте! Меня зовут… .», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно!», руками колпачки трогать запрещается.
Игра «Дотронься до.» Воспитатель предлагает: «Дотронься до синего!». Все дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел — ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
Итог: Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.