Ольга Шевякова
Развитие, социализация, воспитание-что это?
▼ Скачать + Заказать документы
1. Развитие – это изменение, представляющее собой переход от простого к сложному, от низшего к высшему.
Как известно, существуют два подхода к пониманию сущности развития личности : биологический и социологический. Сторонники биологического подхода считают, что развитие личности обусловлено природными факторами, которые присущи человеку от рождения. Сторонники социологического подхода считают, что на развитие личности оказывают влияние социальные факторы. Целесообразно рассматривать личность как целостную систему, в которой находит отражение как биологическое, так и социальное.
Публикация «Развитие, социализация, воспитание-что это?» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Развитие личности представляет собой такой процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные изменения.
Л. С. Выготский выделил два уровня развития детей :
- уровень актуального развития – то, что ребенок делает сейчас самостоятельно;
- зона ближайшего развития - то, что ребенок сейчас делает с помощью взрослого, завтра сделает сам.
Педагоги должны видеть завтрашний день ребенка. Задача педагога - способствовать развитию личности ребенка.
Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс оказывает влияние окружающая среда и прежде всего система социальных отношений, в которые с самого раннего детства включается ребенок.
2. Социализация – это включение человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей. Социализация рассматривается как усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.
Не каждый человек может адаптироваться к нормам отношений группы людей, общества в целом. Таких людей называют «жертвами» социализации.
3. В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач регулируется мотивами «быть со всеми» и «оставаться самим собой».
Результатом социализации человека является социальная активность, т. е. готовность к активным действиям.
Социальная адаптированность, социальная активность и социальная автономность – критерии, которые свидетельствуют о социализации человека.
4. Существенное значение для социализации человека имеет воспитание. Единого определения понятия «воспитания» нет. Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В узком смысле под воспитанием понимается целенаправленная деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество. В этом плане можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает включение ребенка в различные виды различных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Процесс воспитания полностью не влияет на личность. Он способствует социализации ребенка. Социализация ребенка – цель деятельности любого педагога, поскольку приобретаемые знания можно рассматривать как базу для социального становления человека.
На социализацию ребенка существенное влияние оказывает и характер отношений с педагогом, родителями, другими детьми. В этом плане огромную роль играет выбор педагогических средств, которые, с одной стороны, помогают ребенку реализовать себя, с другой стороны, помогает определить свой способ поведения при взаимодействии.
Итак, развитие, социализация и воспитание воздействуют на человека с одной и той же целью – полной реализации себя в обществе. При этом развитие обращено к тому, что уже присуще человеку, а воспитание обращено, кроме этого, к тому, чего у него нет. В своем единстве развитие, социализация и воспитание составляет сущность формирования личности.