Анастасия Комиссаренко
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки.
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МДОАУ №64
Комиссаренко А. А.
[/i]
Проблема социально-психологического развития ребёнка с особенностями развития, воспитывающегося в условиях семьи и не посещающего детский сад, является на сегодняшний день достаточно актуальной. Существует значительная группа детей, которые из-за отсутствия у них опыта пребывания в дошкольном образовательном учреждении испытывают в дальнейшем те или иные трудности социализации.
Публикация «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Одной из главных целей лекотеки является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему. Эти задачи решаются через различные формы работы с детьми и их родителями.
В последние годы быстро развивается такая форма, как арт-терапия.
Арт-терапию при работе с «особенными» детьми правомерно представить как здоровьесберегающую инновацию, которая может проявляться на уровне инновационной технологии, через систему методов спонтанного творчества, интегрированных с другими технологиями психологической и социальной работы.
Арт-терапия включает в себя ряд направлений коррекционной работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия. Изотерапия – одно из направлений арттерапии, которая опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в коррекционных целях. Щадящая методика такой творческой практики позволяет успешно использовать изотерапию в работе с детьми и родителями которые посещают лекотеку. Изотерапия дополняется сказкотерапией, игротерапией, что наиболее эффективно при работе с «особенными» детьми.
Сеанс предполагает поэтапное освоение ребёнком различных действий с предметами и изобразительными материалами, причем использование этих предметов и изобразительных материалов в ходе занятий тесно связано с коммуникативными процессами разного уровня и подчинено задачам взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
Творческое взаимодействие между ребёнком и родителем, обеспечивает укрепление и коррекцию детско-родительских отношений, возможно, даже если изобразительные навыки ребёнка весьма ограничены.
На таких сеансах мы стараемся увеличивать социальную активность «особенных» детей, развивать доверие к педагогам лекотеки, создаем ситуации, или даем малышу такие задания, решение которых требует от ребёнка проявления самостоятельности или помощи от педагога, а не от мамы. Через такое познание окружающего мира и взаимодействие со взрослыми происходит, на наш взгляд, получение ребёнком первого положительного опыта социализации.
Совместное посещение лекотеки родителей с детьми не только сказывается благоприятным образом на развитии ребёнка, но и способствует повышению психолого-педагогической культуры родителей, развитию эмоциональной связи с детьми.
В целом, работа лекотеки позволяет каждому ребёнку получать свой первый положительный опыт социализации, успешно адаптировать к жизни в социуме большое количество детей, имеющих проблемы в развитии, дать им возможность войти в современное общество в качестве полноценных его членов, обеспечивает успешную самореализацию ребёнка, помогает ему стать активной, гармонично развитой личностью.