Елена Чаблина
Социализация детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №16 «Солнышко»
Социализация детей дошкольного возраста
с учётом требований ФГОС ДО
Автор: Чаблина Елена Сергеевна,
воспитатель старшей группы
г. Лодейное Поле
2018г.
«Ввести ребенка в мир человеческих отношений-
одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Социализация детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
1. Актуальность.
Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.
В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, так как одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Обратившись к трудам Л. С. Выготского, можно сделать вывод о том, что социальная ситуация развития ребенка представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих у ребенка. Основным источником развития является окружающая действительность, которая и определяет путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности и формирует индивидуальность в процессе социального развития.
Другими словами, социальная ситуация развития – это соотношение внешних условий, воздействующих на ребенка, и его внутреннее отношение к этим условиям. Следовательно, среда ДОУ, культура общения взрослого с ребенком, ребенка со сверстниками, диапазон, разнообразие видов деятельности, соотносящихся с возрастом ребенка – это и есть основные компоненты позитивной социализации дошкольника.
К сожалению, в развитии современных детей наблюдаются тревожные тенденции. Учёные фиксируют снижение интеллекта, замедление темпов развития детей, инфантилизацию подростков. Современные реалии жизни (особенно в условиях городов) оказывают на развитие детей негативное влияние. В этой связи уместно упомянуть данные об отставании в социальном развитии современных дошкольников на 2 года по сравнению с исследованиями 80-х годов. Причины кроются в ухудшении экологии человека, гиподинамии, высоком уровне тревожности, неблагоприятном эмоциональном фоне многих семей, чрезмерной опеки детей, разрушении народного стиля воспитания и детских дворовых компаний, детских общественных объединений, влиянии телевидения и различных гаджетов.
Естественно, что глобально эти проблемы в рамках одного дошкольного учреждения решить невозможно, но перейдя на должность воспитателя после более чем тридцатилетней работы в качестве заместителя заведующей по воспитательно-методической работе, я решила вместе с коллегой обратить особое внимание именно на проблемы социализации малышей. Тем более, что дети в группе были 2-3-летнего возраста, большинство семей имело по одному ребёнку, родительская компетенция была соответствующей, то есть открывалось широкое поле деятельности. Поэтому мы поставили перед собой следующие цели и задачи:
1.1. Цель:
- создать условия для полноценного социального развития детей;
-отобрать и опробировать на практике виды и формы педагогической деятельности, формирующие в детях уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т. п.
1.3. Главная задача – постепенное введение ребенка в понимание сути социального мира, учитывая, что скорость усвоения материала и глубина его познания весьма индивидуальны. Многое зависит от пола ребенка, от характера накопленного им социального опыта, от особенностей развития его эмоциональной и познавательной сфер и прочих факторов. Поэтому мы конкретизировали задачу – ориентироваться не только на возраст дошкольника, но и на фактическое освоение им материала; используя игры, занятия, упражнения с разной степенью сложности, чтобы отобрать то, что в наибольшей степени соответствует уровню развития конкретного ребенка с тем, чтобы он освоил материал индивидуально.
2. Содержание деятельности.
2.1. Условия для успешной социализации детей.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни человека, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения. Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценное социального развития детей : предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.
Учитывая это, мы поставили перед собой задачу создать следующие условия для успешной социализации детей :
• Эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.
• Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.
• Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.
• Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.
• Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития.
Поставленные задачи решались в следующихвидах деятельности:
Образовательная деятельность Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Работа с родителями
НОД по ОО
• «Познавательное
развитие»
• «Социально-
Коммуникативное развитие»,
• «Речевое развитие»,
• «Художественно-
эстетическое развитие»,
• «Физическое
Развитие» в соответствии с возрастными требованиями
и ООП. Беседы, игры (дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, словесные, наблюдения, труд, ознакомление с художественной литературой, рассматривание картин, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение спектаклей, экскурсии, посещение библиотеки, выставок, постановка спектаклей, экскурсии. Создание условий для свободной изобразительной, музыкальной,
театрализованной, конструктивной, двигательной,
поисково-исследовательской
деятельности;
всех видов игр и труда.
Консультации, анкетирование, беседы, папки-передвижки,
родительские собрания, «круглые столы», постановка спектаклей, совместный отдых, привлечение к созданию ППС группы, выставки детских работ и тематические, привлечение к праздникам и развлечениям, концерты и чаепития, создание фотогазет.
В этом учебном году произошло объединение двух средних групп в связи с переходом детей в коррекционные группы. Список детей обновился на 50%. И перед нами остро встали проблемы адаптации и воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Прошло три месяца, и мы с удовлетворением отмечаем, что среди детей установились дружеские отношения, уже нет деления на «своих» и «новеньких». Дети охотно и естественно вступают во временные группы для выполнения поручений, дежурств, игр; умеют самостоятельно находить общие интересные занятия в группе и на прогулке. (Смотри диагностику №).
Много внимания уделяется воспитанию уважительного отношения к взрослым. Этому служат: формирование привычки обращаться только по имени и отчеству ко всем сотрудникам детского сада; экскурсии по детскому саду; регулярное обращение к фотоальбому «Кто заботится о нас в детском саду»; участие в праздновании Дня рождения нашего любимого «Солнышка»; ознакомление с профессиями родителей – экскурсии, мастер – классы, фотогазеты (Смотри приложения (№ 2,4).
Большинство детей группы являются единственными детьми в семье, окружённые заботой не только родителей, но и многочисленных родственников. Поэтому задачи формирования желания заботиться о младших ложатся тоже на детский сад. Дети с удовольствием помогают убирать участок малышей, играют с ними на прогулке, показывают кукольные спектакли, делают сувенирчики.
В старшем возрасте перед детьми встаёт задача научиться оценивать свои поступки и поступки сверстников, научиться выражать своё отношение к окружающему. Без этих навыков успешное школьное обучение в принципе не возможно, поэтому каждый момент в жизни детей мы при необходимости используем для выработки этих привычек: при организации дежурств дети проводят контроль и взаимоконтроль; при руководстве сюжетно-ролевыми играми побуждаем детей выбирать лучшие варианты подготовки к игре, выполнения действий партнёрами, объяснять словами свою позицию, при этом не забывать о такте.
С трёхлетнего возраста наши дети приучены обращаться в спорных случаях к ярким картинкам на ковролине, которые иллюстрируют правила поведения в группе. Мы вводили в обиход эти правила постепенно, предварительно обсуждая каждое из них. Постепенно количество правил увеличивалось, и мы оформили красочный альбом «Правила поведения в детском саду». Этот альбом значительно помог нам адаптировать детей, которые поступили в сентябре 2018 года – без нотаций, лишних объяснений можно попросить ребёнка самостоятельно найти выход из конфликтной или непонятной ему ситуации.
Эффективным средством воспитания будущих школьников является использование групповых и подгрупповых методов работы, особенно при организации поисково – экспериментальной деятельности. Чем старше становятся дети, тем чаще мы используем социо - игровые технологии.
Расширение представлений о правилах поведения в общественных местах очень актуально для старших дошкольников. Поэтому регулярное посещение библиотеки (детской и взрослой, музея, экскурсии, прогулки по городу, участие в мастер – классах, посещение спектаклей в Доме народного творчества, киносеансов в Доме театра и кино, развлекательных программв Детском центре эстетического развития позволяют детям ненавязчиво, естественно усвоить эти правила.
А использование фольклора (потешки, а особенно пословицы и поговорки) помогает детям весело усваивать правила поведения, избегать ссор, долгих выяснений отношений.
Планомерное использование родного языка в формировании основ нравственности – одна из традиций группы. Дети с ясельного возраста приучены к ежедневному ритуалу чтения и обсуждения книг перед сном. В группе существует традиция приносить из дома книгу, которая в данный момент очень заинтересовала, и знакомить с ней сверстников. Дети и родители принимают участие в оформлении тематических выставок книг. А со средней группы дети стали читателями детской библиотеки, еженедельно меняют книги, участвуют в викторинах, выставках, ежегодной акции «Подари книгу». В минуты отдыха мы частенько придумываем с детьми небылицы. При этом ненавязчиво переводим разговор на нравственную тему, побуждаем детей объяснять поступки, давать им оценку.
Колоссальный воспитательный потенциал имеют музыкальные гостиные, проводимые в детском саду в системе. Дети оказываются в иной обстановке, погружаются в истории иных эпох, знакомятся с правилами поведения в театре, музыкальными жанрами, искусством балета. А также пытаются выразить словами свои впечатления, передать настроение в танце, музицировании.
Таким образом происходит процесс социально – коммуникативного воспитания в условиях детского сада.
2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Но при всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья как один из институтов социализации. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Вот почему одной из главных задач педагогов детского сада является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог – дети - родители”. У нас даже возник такой афоризм «Трудно сказать, какая рука нужнее и лучше – правая или левая. Так и у успеха две ладошки – родители и детский сад».
Приняв группу малышей в 2015 году, мы тщательно изучили социальный паспорт семей и пришли к выводу, что необходима планомерная целенаправленная работа по созданию этой триады. По истечении трёх лет можно уверенно сказать, что ожидаемый результат близок. Использовались разнообразные формы взаимодействия (Смотри приложение № 5, но главное – мы пытались в ежедневных беседах дать понять каждому родителю, что его ребёнок уникален, интересен нам, что мы хотим видеть родителей в детском саду, предлагаем им включиться в жизнь группы, поделиться своими умениями. Не сразу, но проявлять инициативу стали почти все родители. Мы уверены, что уровень родительской компетентности будет расти, и ко времени перехода детей в школу у родителей не будет шока.
2.3. Социальное партнёрство с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта.
Время летит быстро, и проблема получения дополнительного образования и свободного времени у школьников скоро встанет перед родителями остро. Поэтому мы стремимся ввести детей в мир кружков, секций, студий, театров уже в детском саду. Чем раньше ребёнок (и его родители) узнает об имеющихся возможностях, попробует свои силы, тем больше шансов на его успешность в жизни.
Мы знакомим детей с футбольным и хоккейными клубами, студиями прикладного творчества, в детский сад приходят с рассказом и концертом учащиеся музыкальной школы. Мы знакомимся с деятельностью художественной школы, посещаем читальный зал библиотеки для взрослых, где экспонируются интереснейшие фотовыставки.
В старшей группе 12 детей из 23 уже посещают какую – либо студию или клуб.
Особо хочется отметить плодотворное сотрудничество с историко – краеведческим музеем. Расширение кругозора, пробуждение любознательности, интереса к истории края, жизни жителей Лодейного Поля, изготовление народных игрушек своими руками, общение с интересными людьми вносят свой вклад в формирование коммуникативных навыков детей.
3. Выводы.
Мы убеждены, что идеальный детский сад - это место, где в социально безопасной и коммуникативно насыщенной среде сверстников и профессионально подготовленных взрослых ребёнок может учиться участию в обсуждении и принятии решений, инициировании дел, управлении активностью, вырабатывать ответственность, то есть жизнетворчеству. И мы стремимся приблизиться к этому идеалу.