ирина бельченко
Сочетание терапии и занятий в организации образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях образовательного процесса ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Бельченко Ирина Николаевна
воспитатель высшей категории
«СОЧЕТАНИЕ ТЕРАПИИ И ЗАНЯТИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОУ»
Аннотация. В настоящее время из-за ухудшения экологии и многих влияющих на здоровье человека факторов, с каждым новым рожденным ребенком увеличивается рождаемость детей-инвалидов. И пока у нас нет устойчивых форм подготовки специалистов в работе с особыми детьми, мы хотим подвести вас к тому, что терапевтические занятия с ними должны проходить также, как и со всеми остальными детьми в условиях образовательного процесса ДОУ. Для этого необходимо вести работу по сохранению самоценности детства и сохранности здоровья ребенка всевозможными действиями, чтобы родители ребенка и сам ребенок чувствовали себя более комфортно в образовательном процессе.
Публикация «Сочетание терапии и занятий в организации образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях образовательного процесса ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ключевые слова: терапия; образование; дети; ОВЗ; инвалиды; «особые дети».
В нынешнем мире наибольший оборот набирает система условий работы для получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Каждый человек имеет право на получение образования, так как он является наивысшей ценностью общества. Существует индивидуальное различие между людьми и это факт очевидности. Поэтому любое воздействие на ребенка преломляется через его «внутренние условия», без учета индивидуальных особенностей невозможно воспитание и обучение «особых детей». Терапия на занятиях с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами, необходима не только для снятия мышечного тонуса, но и для развития особенности сенсорной интеграции, которые могут проявляться в виде гиперчувствительности и защитных реакций по отношению к определенным стимулам или в виде активного поиска специфических ощущений.
Перечислим уже сложившиеся базовые виды терапии, которые лежат в основе работы на занятиях с «особыми детьми».
Основой для всех арт-терапий лежит «изотерапия» - терапия изобразительным творчеством, включает в себя различные нетрадиционные виды рисования. Основой чего является особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии.
Музыкальная терапия основана на процессе слушания музыки и музицирования. Музыкальные произведения по – разному воздействуют на слуховое восприятие ребенка. Одним из важных факторов для музыкальной терапия является диагноз ребенка, так как не всем детям инвалидам может подойти такая терапия.
Современная наука рассматривает игровую терапию как одно из наиболее эффективных средств коррекции. Выделяют несколько видов игровой терапии : не директивная, директивная и смешанная игровая терапия.
В образовательном процессе нельзя оставить без внимания и сказкотерапию. Этот метод особенно эффективен в работе с детьми с задержкой психического развития. Сказка дает возможность использовать игровые и диалоговые методы коррекции.
Имаготератия – занятия с детьми проходит в театрализованной деятельности. Такая терапия дают положительную динамику в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, формируя его творческий компонент.
Одной из части имаготерапии является куклотерапия, такая терапия больше подходит детям имеющие психические задержки развития. Работа с куклой помогает самостоятельно каждому ребенку корректировать свои движения различных мышц и делать поведение куклы максимально выразительным, что развивает артикуляционный, двигательный и другие основные аппараты детского организма.
Для развития координации движения поможет кинезетерапия. К кинезетерапии также может и относиться общение ребенка через «мягкую школу».
Дети с системным недоразвитием речи испытывают большое затруднение в формировании речи и здесь на помощь приходит крупотерапия.
Одним из эффективных видов терапии на занятиях с детьми является песочная терапия или как еще называют манкотерапия. Такая терапия подходит в основном всем детям с заболеваниями ТМНР.
Метод работы с детьми инвалидами на занятиях с использованием арт-терапии наиболее эффективен, если использовать технику «рука-в-руке». Техника также активно применяется с детьми, имеющими выраженные нарушения зрения или ТМНР, при освоении ими новых действий и навыков, для которых есть оптимальный алгоритм или правила выполнения, а также в случае взаимодействия с опасными предметами.
Ведущей ролью на занятиях арт терапии является работа, как индивидуальная так и работа в «в круге». Название занятия «Круг» продиктовано расположением его участников. Форма круга объединяет группу, что позволяет ребенку почувствовать себя членом группы. Дети и взрослые выступают как равноправные участники группового занятия, все соблюдают очередь и каждый становится участником игры.
Независимо от тяжести нарушений ребенок должен принимать в участие в групповых занятиях. Они позволяют ему получить непосредственную обратную связь на свое поведение от сверстников и взрослых, запускают механизмы подражания и саморегуляции, помогают усвоить правила очередности. Важным моментом является также и создание среды для свободного взаимодействия детей друг с другом.
Центром организации образования «особых детей» лежит арт-терапия. Наша задача создать такие условия в образовательном процессе, чтобы каждый участник получил возможность на сохранность здоровья и самоценности детства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Битова А. Л., Бояршинова О. С. Развивающий уход за детьми с тяжелыми нарушениями развития,М. :Теревинф,2018
2. Виноградова А. Л., Константинова И. С. ,Цыганок А. А. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. -М. :Телевинф,2006.
3. Киселева М. В. "Арт-терапия в работе с детьми". СПб. : Речь, 2008.