Разия Айтушева
Формирование педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
2. Условия формирования опыта
Педагогическая идея, которой руководствуюсь я в работе по безопасности жизнедеятельности дошкольников, состоит в том, что знание правил безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, ПДД, ОБЖ поможет предотвратить беду, а правильное поведение в той или иной ситуации может спасти детскую жизнь. Дети с дошкольного возраста для собственной безопасности должны чётко знать правила безопасности. Это касается всех сфер жизни и деятельности ребёнка – быта, игры, движения. Прямой обязанностью взрослого является обучение ребёнка основам безопасного поведения. Ребёнок может оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, природе, на дороге, поэтому главная задача взрослых – стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. Чтобы дети знали, как правильно вести себя в разных ситуациях и умели применять полученные знания в реальной жизни.
Публикация «Формирование педагогического опыта» размещена в разделах
Современный мир таит в себе множество опасностей. Детская безопасность всегда была и будет общей заботой педагогов и родителей. Жизнь ребёнка – это самое дорогое, что есть на свете. Задача взрослых научить маленького человечка обойти беду стороной.
Цель: Воспитание у детей дошкольного возраста ответственного отношения к собственной и общественной безопасности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую методическую литературу по теме самообразования.
2. Способствовать повышению эффективности педагогического процесса по безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
3. Способствовать концентрации внимания педагогов на проблеме безопасного поведения дошкольников.
Список изученной литературы:
Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (3-4, 4-5 лет). – М. : Мозаика-Синтез, 2017.
Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность. (2-7 лет) СПб. : Детство-Пресс, 2013.
Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (2-7 лет). – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
Клейман С. Е., Байкова Г. Ю. и другие составители. Программа по воспитанию у дошкольников безопасного поведения на улицах и дорогах «Воспитать пешехода», министерство образования Оренбургской области, 2009.
Лыкова И. А., Шипунова В. А. «Азбука безопасного общения» из серии «Детская безопасность». – М. : Цветной мир, 2014.
Лыкова И. А., Шипунова В. А. «Дорожная безопасность» из серии «Детская безопасность». – М. : Цветной мир, 2014.
Лыкова И. А., Шипунова В. А. «Огонь – друг, огонь – враг» из серии «Детская безопасность». – М. : Цветной мир, 2014.
Лыкова И. А., Шипунова В. А. «Опасные предметы, существа и явления» из серии «Детская безопасность». – М. : Цветной мир, 2014.
Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в старшей и подготовительной группе: метод. пособие. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс»», 2015.
3. Теоретическая база опыта
Законодательно-нормативное обеспечение опыта
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Устав муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 140».
4. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» от 07.04.2014 г. № 276.
6. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
7. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (изменения и дополнения от 20.07.2000 г).
Дошкольный возраст - это важнейший период в жизни ребенка, когда формируется его личность, закладываются основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни. Ребенок в силу своего малого опыта не может самостоятельно определить всю меру предполагаемой опасности, поэтому задачей каждого взрослого является защита ребенка. Это значит, что детям нужно доступно разъяснять и помогать избегать травмоопасных ситуаций и повреждений, потому как невозможно все время удерживать ребенка возле себя или водить его все время за руку. Необходимо знакомить их с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае возникновения опасности, формировать представления о способах безопасного поведения в быту, воспитывать и развивать основы экологической культуры, прививать любовь к родной природе, учить обращаться с животными, а также воспитывать ответственное отношение к себе как участнику дорожного движения и объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.
Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей, а это своего рода социализация ребенка, а также учитывать следующие основные принципы:
- последовательности и системности в подаче материала ребенку (новое должно основываться на предыдущем материале)
- доступности, когда усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей ребенка
- включенность в активную деятельность (игровую, познавательную или поисковую)
- наглядность (необходима для восприятия ребенком правил безопасного поведения, в частности на иллюстративном материале)
- психологический комфорт ребенка, когда отсутствует некий стрессорный фактор.
Эти принципы помогут в реализации задач по формированию представлений о правилах безопасности жизнедеятельности у дошкольников. К. Д. Ушинский писал, что образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей.
Опасность - это явление, процесс или объект, способный в определенных условиях непосредственно или косвенно нанести ущерб здоровью человека, говорит в своих исследованиях Т. П. Гарнышева.
Опасность - это ключевое из понятий безопасности жизнедеятельности, она носит одновременно скрытый или открытый характер.
Дошкольный возраст, как период детства характеризуется повышенной двигательной активностью ребенка, а как следствие и нарастанием его физических возможностей, которые, сочетаясь с его повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, могут приводить к возникновению травм или опасных для жизни ситуаций. Нанести вред жизни и здоровью детей, могут различные предметы домашнего обихода, такие как: бытовая техника, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, бытовая химия, продукты питания, дикие и домашние животные, различные транспортные средства, некоторые растения и насекомые, низкая температура воздуха, солнечные лучи, погружение в воду, люди и многое другое.
Условно можно разделить эти источники опасности на: 1. Природные, 2. Техногенные, 3. Социальные. (Е. Я. Гаткин, Е. В. Нисковская, В. Г. Пономарев). В литературных источниках часто встречается классификация деления опасностей по возможности ее возникновения, т. е. которая связана с местом пребывания человека: 1. Опасности бытового характера. 2. Опасности возникающие на природе. 3. Опасности связанные улицей или дорогой. 4. Опасности которые связаны с возможными контактами с незнакомыми людьми (дома и на улице). Проанализировав эту классификацию, можно отметить, что где бы ни находился и чем бы не занимался человек, всегда вокруг него существует вероятность скрытой угрозы, но это не должно означать, что несчастный случай непременно произойдет, и в тоже время если существует вероятность ее проявления и существуют определенные условия, то можно говорить об опасности как потенциальной.
Вопросами формирования безопасности жизнедеятельности детей занимались отечественные психологи В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. которые освещают многообразие идей и подходов к проблемам безопасности детей. В своем исследовании В. А. Деркунская пишет о том, что «Отношение ребенка определенного возраста характеризуется тем, что он проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. С удовольствием выполняет простейшие умения, доброжелательно вступает со сверстниками и взрослыми в общение, положительно настроен на выполнение элементарных трудовых процессов, радуется самостоятельным и совместным действиям и их результату. (В. А. Деркунская Диагностика культуры здоровья дошкольников) Первые шаги по формированию у дошкольников представлений о правилах безопасности начинает осуществляться в дошкольных образовательных учреждениях.
Работая в детском саду, мы замечаем, что дети стали менее самостоятельными, часто безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.
Мы согласны с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в целевых ориентирах прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому педагоги стоят перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь.
Поэтому я считаю, безопасность на сегодняшний день является актуальной проблемой современности. Есть некая формула безопасности, которая изложена для детей стихотворной форме :
Безопасности формула есть :
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности - все избежать,
А где надо - на помощь позвать.
4. Актуальность и перспективность опыта.
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем, требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны.
Техногенные и экологические катастрофы, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях.
Терроризм, наряду с распространением оружия массового уничтожения, региональными конфликтами и организованной преступностью, представляет собой самый опасный вызов безопасности нашей стране. В последнее время новостные каналы всё чаще повествуют о террористических актах в разных точках мира. Эти явления вызваны действиями различных оппозиционных групп, которые пытаются незаконным путём добиться желаемого через экстремизм и терроризм.
Экстремизмом называют приверженность к крайним взглядам и действиям, отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Это явление базируется на агрессивности, наполненной национальной, социальной или религиозной идеей.
Крайней формой проявления экстремизма в российской юридической литературе считается терроризм.
Мало кто из наших современников может сказать с уверенностью, что защищён от проявлений экстремизма и терроризма. Особенно это утверждение справедливо по отношению к подрастающему поколению россиян.
Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.
На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Под безопасностью большинство исследователей понимают такое состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другим, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Такое определение дают О. Н. Русак близкие к нему определения безопасности дают С. К. Шойгу, Н. Н. Авдеева.
Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
5. Новизна опыта
Новизной опыта являются игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.
Дидактическая игра (см. приложение 1) – явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций.
Основным средством ознакомления детей с правилами безопасности в быту считаю дидактические игры, оформленные мной : «Четвертый лишний», «Хорошо - плохо», «Если случится беда?», «Что нужно для пожарного щита?», «Собери картинку», «Помоги Хрюше перейти дорогу» и т. д.
Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считаю ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту.
В своей работе я использую метод проектов (см. приложение 2-3). Он актуален и очень эффективен. Использование метода проекта меня привлекло потому, что:
во-первых, технология метода проектов, где отношения «ребенок-взрослый» строится на соучастии в деятельности, - это общение на равных. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою точку зрения перед другими детьми, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими;
во-вторых, в процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт;
в-третьих, в совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе;
в-четвертых, в результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, в получении новой информации, удовлетворяет познавательные потребности, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.
Тематика проводимых мною проектов разнообразна, например, «Безопасность превыше всего», «Азбука безопасности».
С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности привлекаю родителей к активному участию в педагогическом процессе, через:
- совместные рисунки, поделки для выставки;
- совместные рисунки для альбомов;
- дни открытых дверей;
- помощь в изготовлении атрибутов для игр;
- совместные развлечения и досуги;
- совместные прогулки;
- родительские собрания (групповые и общесадовские);
- индивидуальные консультации по запросам родителей;
- оформление стендов и родительских уголков;
- анкетирование;
- выставки детских работ с родителями.
6. Адресность опыта
Описываемый опыт может оказаться полезным для педагогов дошкольных учреждений, студентам педагогических училищ и университетов, а также педагогам дополнительного образования.
Родителям для самостоятельного использования по формированию у детей знаний и навыков безопасности собственной жизнедеятельности.
7. Трудоемкость опыта
При использовании данного опыта я столкнулась с некоторыми проблемами и трудностями:
1. Проблема заключается в организации уголка безопасности в группе. Дело в том, что инвентарь и оборудование ДОУ не всегда может позволить себе. Это создает проблему в укомплектовании уголка должным образом. Решением этой проблемы является изготовление атрибутики своими руками, что в свою очередь занимает много времени и средств тоже. Но мы двигаемся к поставленной цели, и я думаю, нам это удается. В группе имеется уголок безопасности с дидактическими играми, наглядными материалами, игрушечным спецтранспортом.
2. Второй проблемой является то, что не всем детям интересно получать знания по безопасности собственной жизнедеятельности. Но эта проблема также разрешима. С помощью дидактических игр, театрализованной деятельности, игр с созданием проблемных ситуаций, дети всё же начинают интересоваться и с удовольствием участвуют в них, получая при этом нужную информацию по правилам безопасного поведения.
8. Технология опыта
В процессе работы с детьми по безопасности их собственной жизнедеятельности перед педагогом встают две основные задачи:
во-первых, что чувствует и знает ребенок о собственной безопасности, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;
во-вторых, полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявятся его активность, его старание и желание быть ответственным за собственную безопасность.
В формировании у детей основ безопасности жизнедеятельности я использую следующие формы и методы :
• Чтение художественной литературы по теме;
• Заучивание пословиц, стихов;
• Изобразительная детская деятельность: лепка, рисование, аппликации;
• Дидактические игры: «Что полезно, а что нет», «Опасно-не опасно», «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Выбери съедобные грибы и ягоды», «Пожарные сборы», «Собери картинку», «Четвертый лишний», «Хорошо - плохо», «Если случится беда?», «Что нужно для пожарного щита?».
• Сюжетно-ролевые игры: «Мы-пожарные», «Один дома», «Я иду домой», «Инспектор ДПС», «Вызываем скорую помощь»;
• Игры-драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кошкин дом», «Если остался один дома», «В дверь позвонил незнакомец»;
• Игры-беседы: «Что ты будешь делать, когда останешься один дома?», «Опасные предметы дома», «Службы «01», «02», «03» на страже»;
• Дидактические игры «Антитеррор» (см. приложение 4);
• Метод проектов. Тематика проводимых мною проектов разнообразна, например, «Безопасность превыше всего», «Азбука безопасности»;
• Консультации для педагогов и родителей;
• Анкетирование родителей;
• Викторины, конкурсы рисунков и поделок, развлечения.
9. Результативность опыта
Имею стабильные результаты по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности.
На начальном этапе моей работы я провела исследования уровня развития у детей основ безопасности жизнедеятельности. Диагностические задания для определения уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности для детей 5-7 лет разработаны на основе:
- методического пособия «Правила пожарной безопасности для детей 5-7 лет» Т. А. Шорыгина;
- методического пособия «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице» Т. Г. Хромцова;
- методического пособия «Воспитание безопасного поведения в быту» Т. Г. Хромцова;
- методического пособия «Правила дорожные знать каждому положено» М. С. Коган.
Данное исследование состоит из пяти разделов:
«Ребенок на улицах города».
«Ребенок дома».
«Ребенок и другие люди».
«Ребенок и природа».
«Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка».
Для реализации поставленных целей мною проанкетированы родители детей, затем проанализированы результаты. Вследствие чего был разработан перспективный план, который включает в себя разнообразные формы и методы работы с детьми по основам безопасности жизнедеятельности, а также разработаны консультации, рекомендации, буклеты для родителей, разработана система игр и упражнений (см. приложение).
После проведенной работы у детей происходят значительные сдвиги в расширении знаний по безопасности собственной жизнедеятельности и коммуникативных функций. В результате целенаправленной и систематической работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности я получила положительные результаты:
• осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
• проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
• умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
• знание правил безопасного поведения на улицах города;
• умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
• умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
• умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
• способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
• представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Результаты диагностики формирования у детей
основ безопасности жизнедеятельности
2017-2018 учебный год:
1. Высокий уровень – 35%;
2. Средний уровень – 56%;
3. Низкий уровень – 5%.
2018-2019 учебный год:
1. Высокий уровень – 40%;
2. Средний уровень – 60%;
3. Низкий уровень – 3%.
Исходя из полученных результатов, считаю работу по развитию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности тема очень перспективной и плодотворной. И поскольку эта тема интересна как мне
(педагогу, так и детям, то хочется ее продолжать.