Екатерина Парасюк
Педагогический проект «Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей первой младшей группы»
Педагогический проект
Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей первой младшей группы
«Пальчики помогают говорить»
Название проекта : «Пальчики помогают говорить».
Автор проекта : воспитатель Парасюк Е. Г
Тип проекта : познавательно – творческий, групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный с сентября 2018года по май 2019 года.
Публикация «Педагогический проект „Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей первой младшей группы“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Возраст детей : 2-3 года.
Актуальность проекта :
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяют гармоничное развитие ребенка.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики.
Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости у детей первой младшей группы необходимы особые условия. Исходя из этого, у нас возникла идея создания образовательного пространства в группе по развитию мелкой моторики рук.
Объект исследования: процесс развития речи детей раннего возраста.
Предмет исследования: система форм, методов и технологий развития речи средствами сенсомоторных игр.
Выбор основного направления деятельности: влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей первой младшей группы.
Цель педагогического проекта : способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Задачи проекта :
Для детей
1. Способствовать развитию речи как средства общения.
2. Развивать понимание речи и активизировать словарь.
3. Обучение детей сенсомоторным играм.
4. Обогащение игрового опыта, через создание новых игровых пособий, способствующих развитию мелкой моторики.
Для педагогов
1. Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через развитие мелкой моторики рук.
2. Выявить основные факторы, осложняющие становлению образной и правильной речи у детей раннего возраста.
3. Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук.
4. Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для уголка по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет.
5. Проанализировать влияние сенсомоторных игр на овладение правильной и образной речи детей
6. Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
Для родителей
1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей третьего года жизни.
2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию детей первой младшей группы.
Этапы реализации проекта
• Изучение психолого - педагогической литературы по проблеме сенсомоторного развития и влияния сенсомоторных игр на развитие речи детей третьего года жизни.
• Развитие предметно-развивающей среды, обеспечивающую совместную игровую деятельность, влияющую на речевое развитие каждого ребенка.
• Поиск и использование в педагогической деятельности новых способов, форм, методов, приемов развития речи малышей средствами сенсомоторных игр.
• Обогащение опыта работы по данному направлению.
Форма проведения: занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, самостоятельная деятельность детей : речевые игры с пальчиками, самомассаж.
Продукт проекта :
• Картотека пальчиковых игр.
• Фото-выставка «Ловкие пальчики».
• Различные виды тренажеров для развития мелкой моторики.
• Уголок по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет.
• Изготовленные родителями дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук.
Подведение итогов
• Презентация проекта на «Вернисаже» педагогического опыта.
• Уголок по сенсомоторному развитию детей первой младшей группы.
• Конкурс на лучшую игру среди родителей.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап (сбор информации по теме)
Содержание работы Срок
1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики.
2. Обоснование путей реализации проекта сентябрь
Основной (практический) этап
Содержание работы Срок
1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук :
- упражнения с элементами самомассажа;
- упражнения для кисти рук;
- игр и упражнений с различными предметами,
- динамические упражнения;
- упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.
2. Работа с детьми:
Закрепление знакомых упражнений в свободной деятельности:
- игры с предметами,
- разного вида шнуровки,
- пальчиковый театр,
- картотека игр для пальчиков.
3. Работа с родителями:
Консультации
- «Поиграйте с ребенком дома»
- «Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей раннего возраста»
Конкурс на лучшее пособие
Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики По ходу реализации проекта
Ноябрь - май
Заключительный этап
Содержание работы срок
1. Подведение итогов и анализ:
– Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
– Анкетирование родителей (для определения результативности работы).
2. Постановка задач на будущее. Май
План выполнения проекта
№ Виды деятельности Цели и задачи
1. Изучение тематики, формулировка проблемы Стимулировать речевое развитие, психические процессы через пальчиковые игры и упражнения.
2. Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр. Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований.
3. Консультации на тему: «Пальчиковые игры», «Речь на кончиках пальцев». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.
4. Конкурс на лучшее пособие по развитию мелкой моторики. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта
5. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми.
6. Диагностика уровня развития речи и мелкой моторики рук у детей третьего года жизни в конце учебного года. Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, в формировании речевого развития детей 2-3 лет
7. Анализ проделанной работы по проекту «Пальчики помогают говорить» с педагогами ДОУ. Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности.
Ожидаемые результаты
- У детей возрос интерес к пальчиковым играм и упражнениям.
- Отмечается положительная динамика в развитии мелкой моторики, речи.
- Значительно повысились внимание и память детей.
- Произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера.
- Формирование коммуникативных способностей.