Аршикова Наталия
Сообщение «Оздоровление детей в ДОУ посредством фитбол-гимнастики»
▼ Скачать + Заказать документы
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях.
Фитбол в переводе с английского означает «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях. Такие мячи имеют в разных странах различные названия Resisrt-a-boll, Bodyboll, Swissball. Фитбол - большой мяч диаметром 45-75 см - который используется в оздоровительных целях. Детям рекомендуется заниматься непосредственно на фитболах со старшего дошкольного возраста, т. е. с 5 лет.
Публикация «Сообщение „Оздоровление детей в ДОУ посредством фитбол-гимнастики“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
«Золотые правила» фитбол – гимнастики :
Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.
Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие – либо острые предметы, которые могут повредить мяч.
Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь.
Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным.
Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.
Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.
При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.
Выполняя на мяче упражнения лёжа на животе и лёжа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.
При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.
Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить самостраховке на занятии с мячами.
На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.
Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение.
Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.
Следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия ребёнка, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или прекратить на время занятие.
В нашей стране их чаще называют фитболами (Fitball). Одним из путей в решении проблем оздоровления детей и профилактики различных заболеваний являются занятия фитбол – гимнастикой.
Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи:
Развитие двигательных качеств;
Обучение основным двигательным действиям;
Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;
Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;
Улучшения функционирования сердечнососудистой и дыхательной систем;
Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;
Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;
Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
Стимуляция развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности;
Развитие мелкой моторики и речи;
Адаптация организма к физической нагрузке.
Занятия фитболом обладают специфическими особенностями, что делает их более доступными для любого контингента занимающихся. Так, к ним относятся:
во время выполнения упражнений на фитболах мышцы (не только крупные, но и более глубокие, мелкие) находятся в постоянном тонусе, что обеспечивает удержание равновесия на мяче и фиксирования правильной осанки;
осевая нагрузка на позвоночник при выполнении упражнений сидя на фитболах меньше, чем при ходьбе, беге и др. ;
ударная нагрузка при занятиях фитбол – аэробикой на суставы ног минимальна;
при выполнении упражнений на фитболе также тренируется сердечнососудистая и дыхательная системы организма, но в более щадящем режиме;
занятия на фитболе доступны всем возрастным группам занимающихся и людям, страдающими различными нарушениями в состоянии здоровья;
противопоказания для занятий на фитболах отсутствуют, так как даже простое сидение на мяче уже способствует определенному оздоровительному эффекту.
Регулярные занятия фитболом благотворно влияют и на развитие сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем, активизируют обмен веществ, повышают уровень физической подготовленности и улучшают показатели двигательных способностей. Фитбол имеет в своём арсенале такие важные средства воздействия на организм и психику занимающихся, как музыка и танец. Сочетание грамотного музыкального сопровождения, танцевальных движений и эффект механической вибрации – вот тот оздоровительный конгломерат, который вместе дают занятия фитбол – аэробикой.
Педагогические средства, методы и приемы организации работы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
Словесные – объяснения упражнений, указания, похвала, команда, рассказ, беседа, литературные (разучивание, проговаривание стихов, пропевание песен при выполнении движений.)
Наглядные – показ, имитация, участие инструктора по физической культуре и воспитателя в играх и упражнениях, звуковые и зрительные ориентиры. Практические – упражнения. Конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь.
Применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).
Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
Смена способов выполнения упражнений.
Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений.
Во время занятий в ДОУ не всегда можно удовлетворить все запросы детей. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость. Поэтому, можно сказать, что занятия по физическому воспитанию дошкольников в условиях кружковой работы хорошо вписываются в учебную и оздоровительную работу любой современной программы по развитию дошкольников, так как они построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на формирование поведенческих навыков здорового образа жизни.