Приложение МААМ

Место и роль краеведения в ДОО

Ольга Потёмкина
Место и роль краеведения в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Место и роль краеведения в ДОО.

В современных условиях, одним из центральных направлений работы с детьми, становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Публикация «Место и роль краеведения в ДОО» размещена в разделах

Быть патриотом – значить ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране.

Прежде чем ребёнок начнёт воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо, понятно.

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребёнку открыть это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребёнок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать её, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий свою Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Всё это послужило одной из причин, почему я выбрала это направление для работы с детьми.

Прежде чем начать работать с детьми, было проведено анкетирование родителей, которое показало, что 65% опрошенных родителей имели крайне недостаточный уровень знаний о народной культуре, об истории своего села, о народных праздниках. Остальные - 35% имели знания, но не могли передать информацию своим детям.

Поэтому я решила организовать работу по краеведению. Был составлен план работы.

Целью моей работы стало: реализация комплексного подхода к развитию детей, осуществление интеллектуального, нравственного развития детей средствами краеведческой деятельности.

При организации работы были поставлены следующие задачи:

- уточнить представления детей о родном селе;

- формировать и закреплять знания детей об историческом прошлом своей Родины, своего села;

- формировать понятие «малая Родина»;

- воспитывать патриотические чувства (гордость за своё село, желание сделать его лучше);

- прививать уважение и любовь к традициям и обычаям своей малой Родины;

- вовлечь в работу родителей воспитанников через совместную поисковую и созидательную деятельность.

В начале, были созданы условия для организации работы. Для этого, с помощью родителей, оформили уголки по патриотическому воспитанию в группе. В них были представлены материалы по ознакомлению детей с прошлым и настоящим села, с государственной символикой нашей страны.

Были оформлены тематические буклеты, подобраны консультации для родителей, оформлены стенды, фото альбомы по темам: «Прошлое села», «Природа родного края», «Улицы нашего села» и другие.

Свою работу я начала с того, что познакомила детей с историей появления села, с его прошлым. Совместно с детьми мы провели беседы, рассматривали иллюстрации, фотографии о прошлом села, выяснили, кого называют родственниками. Вместе с детьми мы посетили музей в центральной детской библиотеке. Сами создали альбом о родном селе. Материал для оформления нам помогали собирать родители. Они приносили старые фотографии, которые сохранились у них в семье, приносили вырезки из газет. Родителям необходимо было не просто принести материал, но и вместе с ребёнком составить рассказ.

Таким образом, я постаралась заинтересовать родителей, привлечь их к совместной работе

Совместно с детьми, мы ходим на экскурсии, знакомимся с достопримечательностями села, с его живописными уголками. На занятиях знакомимся с растительным и животным миром Приволжского района. Полученные от экскурсий впечатления дети отражают в своих рисунках, поделках.

А совместно с родителями дети подготовили материал для фотовыставки на тему: «Улица, на которой я живу».

Дети, получая знания о природных явлениях, о флоре и фауне родного края, сами активно участвуют в добывании знаний: вместе с родителями, со старшими братьями и сёстрами принимают активное участие (собирают природный материал, делают фотографии о родной природе, делают гербарии, проводят эксперименты). Главное в этой работе – чтобы дети осознали себя частью природы, защищали и любили её.

Занимаясь в кружке, дети знакомятся с бытом и традициями родного села. В нашем детском саду оформлен уголок «Русская изба». Здесь проходят занятия по ознакомлению детей с бытом и традициями русского народа, с народными праздниками. Очень весело проходят народные праздники «Колядки», «Масленица» и т. д. Участие в народных праздниках духовно обогащает ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. На занятиях в «горнице» часто звучат народные песенки, потешки, рассказываются легенды, сказки, герои которых обладают чувством собственного достоинства, готовностью постоять за свою родную страну.

На наших занятиях, мы с детьми знакомимся не только с селом Приволжье, но и с г. Самара, с городами Самарской области, с природными богатствами родного края.

Во время работы кружка проводятся встречи с замечательными людьми нашего села: героями труда, воинами – интернационалистами, участниками Великой Отечественной войны. Наши встречи проходят в тёплой, комфортной обстановке, наполняя душу ребёнка добротой и гордостью за свою малую Родину.

Каждый год проводится конкурс детских рисунков «Поклонимся великим тем годам», выполненных детьми вместе с родителями.

Также была создана Галерея Славы,где были размещены фотографии и различные документальные материалы участников Великой Отечественной войны с рассказами об их боевом прошлом.

Дети совместно с родителями создали мини – проекты на тему: «Расскажи о своём герое». Каждый ребёнок подготовил материал о своём прадедушке и рассказал о нём.

В результате систематической работы по патриотическому воспитанию дети стали с гордостью относиться к своей Родине, своему народу. У детей обогатился словарный запас, расширился кругозор.

Литература:

1. М. Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» Москва 2005г.

2. Е. Ф. Гурьянов «Самарский краевед» Куйбышевское книжное издательство 1990г.

3. «Воспитатель ДОУ» №2 – 2014г

4. «Дошкольное воспитание» 2014г.

5. Т. В. Аверина «Первоцвет» Самара 2001г.

6. Интернет источники.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста средствами краеведения «Формирование нравственно – патриотических чувств детей дошкольного возраста средствами краеведения» «Годы детства – это, прежде всего воспитание.

«Город мастеров». Сценарий праздника для старших дошкольников с элементами краеведения «Звон подмосковного золота Шорох берез и осин – Все вроде лепета, шопота Летописей и былин» И. Кобзев Музыкальный зал празднично украшен.

Место игры в развитии личности ребенка «Место игры в развитии личности ребёнка» Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используются взрослыми в целях воспитания.

Адыгея — удивительное место! Фотоотчет ВидеоАдыгея — удивительное место! Фотоотчет Видео Адыгея – удивительное место! Какое здесь разнообразие природных достопримечательностей: гор, водопадов, озер, рек, пещер! Настоящий рай.

Дидактическая игра «Каждой бабочке свое место»Дидактическая игра «Каждой бабочке свое место» Правила игры: Цель игры очень проста — положить бабочек в банку. Как вы это сделаете, будет зависеть от того, в какой вариант игры вы хотите.

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится.

Фотоотчёт «Неделя краеведения»Фотоотчёт «Неделя краеведения» Уважаемые коллеги, хочу предложить вашему внимания фототчёт о краеведческой работе в детском саду. Нашу очередную летнюю неделю мы решили.

Крым-интересное место!Крым-интересное место! Хочу рассказать о своем путешествии в Крым. Крым - это одно сплошное интересное место. Он. прямо-таки создан для того, чтобы путешествовать.

Место проекта в образовательной деятельности ДОУ основные понятия Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих.

Смотр-конкурс «Лучший уголок краеведения»Смотр-конкурс «Лучший уголок краеведения» Приобщение дошкольников к культурному наследию Южного Урала является одним из приоритетных направлений регионального образования в Челябинской.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Место и роль краеведения в ДОО
Опубликовано: 9 ноября 2016 в 18:43
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Место и роль краеведения в ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Потёмкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД