Татьяна Кирьянова
Влияние информационных технологий на познавательную активность детей
▼ Скачать + Заказать документы
Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ, наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Сама жизнь поставила воспитателей перед необходимостью использования компьютерных технологий в образовательном процессе детского сада.
Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.
Публикация «Влияние информационных технологий на познавательную активность детей» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2017
Несколько лет назад мы даже и не мечтали об использовании информа-ционных технологий в образовательном пространстве. Готовили дидактический материал, наглядные пособия, рисовали всё своими руками. Изменился мир, появились новые возможности для воспитателей. Теперь оформляя стенды группы к новому учебному году, мы обращаемся к информационным технологиям : технологии сканирования, технологии создания и обработки графических изображений, технологии создания и обработки текстовой информации.
Применение ИКТ в сфере дошкольного образования позволит педагогам изменить содержание, искать новые нетрадиционные методы и организационные формы обучения, будет способствовать развитию их информационной компетентности, позволит большинству педагогов проявить творчество.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
Компьютерные игры в дошкольной педагогике – одна из самых новых и актуальных проблем. Особое значение для развития дошкольника имеет его ведущая деятельность – игра, поэтому компьютеры в детском саду используются, прежде всего, как средство игры, с помощью которой ребенок решает самые разнообразные игровые задачи [3].
Л. С. Выготский отмечает, что ребенок играет в то, что он хочет, но не может осуществить в реальной жизни в силу своего возраста (например, по-ехать на машине). Зная этапы развития игры, можно предлагать компьютерные игры на закрепление тех способов, которыми ребенок владеет, и, учитывая зону ближайшего развития, последовательно усложнять их, предлагая каждый раз что-либо новое. Компьютерные игры формируют у детей умение понимать, принимать и самостоятельно ставить игровые задачи, что является необходимым условием развертывания детской мыслительной деятельности [4].
Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях доказывают возможность и целесообразность его применения в обучении детей, показывают особую роль компьютера в развитии интеллекта, креативности и личности ребенка в целом (С. Л. Новоселова, С. Пейперт, Г. Петку, Б. Хантер и др.) [5]. Ребенок, как никто другой, нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представления о мире, учится мыслить и анализировать, развивать свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры. Основная задача использования компьютерной игры – подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем. Практически все исследователи, как отечественные, так и зарубежные, сходятся во мнении, что развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста посредством компьютера должно происходить в рамках игровой деятельности, которую с успехом можно реализовать, используя дидактические компьютерные игры[5]. Применение компьютерных игр и игрушек опирается на способ-ность детей – замещать в игре одни предметы другими.
Исследования С. Л. Новоселовой свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н. Моторина, С. П. Первина, М. А. Холодной, С. А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно - образного типа мышления к наглядно-действенному мышлению [6].
Полагаясь на личный опыт и опыт своих коллег по вопросам включения компьютерных игр в систему работы по познавательному развитию выделим основные преимущества применения ИКТ на занятиях: во-первых, это равные возможности овладения современными средствами при подготовке к школе детей из семей с разным уровнем жизни; во-вторых, хорошо подобранные компьютерные упражнения способствуют ориентировочно поисковому характеру обучения, побуждают к обсуждению возможностей выбора и принятия решений, развивают речевую способность у детей; в-третьих, познавательный процесс ребенка становится более наглядным, интересным, современным; в-четвертых, любую детскую компьютерную программу можно считать развивающей, поскольку она способствует развитию восприятия, памяти, воображения и других важных психических свойств личности ребенка.
Для выявления результатов использования методики внедрения компьютерной игры в занятия по познавательному развитию мною была проведена опытно-экспериментальная работа. Исследование проходило на экспериментальной базе «Детский сад №103» г. Саранск. В экспериментальном исследовании принимали участие 20 дошкольников в возрасте 5-6 лет, из них 8 девочек и 12 мальчиков. На этапе диагностики дошкольники бы распределены на две группы 10 человек: контрольную экспериментальную.
За основу диагностического инструментария был взят пакет рекомендо-ванных диагностических методик используемых в работе педагогов-психологов ДОУ. Из набора методик был вычленен диагностический инструментарий с учётом развития познавательных процессов, на формирование которых подобраны и использованы компьютерные игры. Были взяты следующие блоки: развитие внимания «Корректурная проба» (тест Бурдона, опосредованная память «Пиктограмма» (А. Р. Лурия, сформированность образно-логического и предпосылки словесно-логического мышления - методика «раздели на группы»; формирование мыслительных операций - «Последовательные катринки» (адаптированный вариант методики А. Н. Берштейна) [1].
На этапе первичной диагностики обе выборки детей показали схожие результаты: низкий уровень познавательного развития имеют 30% детей, средний уровень – 60%.
В течении двух месяцев в работе с детьми были использованы обучаю-щие компьютерные игры на развитие логики, памяти, внимания, такие как «Форма», «Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики», «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей», «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель». «Мышка Мия», «Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения».
Также на занятиях были использованы компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения, с правилами безопасного поведения дома и на улице. Например, весь материал сопровождается сказочными героями, которые попадают в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого необходимо решить поставленную задачу.
Знакомя детей с процессами и явлениями природы, использовался разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции с художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи. Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка.
На занятиях с дошкольниками было очень интересным применение развивающих и обучающих стенгазет, которые создают на компьютере в несколько фрагментов и затем распечатывают на черно-белом принтере. Фрагменты состыковывают друг с другом, и наклеивают на ватман. Такая коллективная деятельность позволяют формировать у детей навыки общения и командной работы
Для выявления эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы с дошкольниками был проведен контрольный срез. Как показало проведенное исследование в экспериментальной группе высокий уровень познавательного развития имеет 4 ребенка (40%, 6 детей (60%) показали средний уровень познавательного развития, низкий уровень не был выявлен. Уровень познавательного развития детей контрольной группы остался практически без изменений.
В ходе работы над данным проектом мы выяснили, что информационные технологии влияют на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Использование информационных технологий позволяет : повысить уровень познавательного развития; формировать положительное отношение к деятельности; воспринимать компьютерную игру и мультимедийное оборудование как помощника в различных видах деятельности; развивать мелкую моторику с помощью координации движений при работе с компьютерной мышью; формировать тончайшую координацию движений глаз.
Включение в занятие компьютерного упражнения, в занимательной форме, помогло развить у детей не только познавательную активность, но и произвольность поведения, самостоятельность. Этап работы с компьютерной игрой формировал положительные эмоциональные реакции детей. Достижения детьми высоких результатов в познавательном развитии, полученные в ходе реализации работы над данным проектом, положены в основу дальнейшей учебной деятельности. Таким образом, использование развивающих компьютерных игр в дошкольном учреждении является обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды. Компьютерные игры, включенные в систему обычных игр, вносят свой вклад в совершенствование воспитания всестороннее развитие творческой личности ребенка.
Список использованных источников
1. Богданов, Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребёнка / под ред. Т. Г. Богданова, Т. Е. Корнилова. – М: Роспедагенство, 1994. – 112 с.
2. Зворыгина, Е. В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников. / Е. В. Зворыгина // Информатика и образование. – 1999. – №6. – С. 94-102.
3. Зеленская, В. А. Компьютер для дошкольников. / В. А. Зеленская // Управление ДОУ. – 2008. – №6. – С. 74 – 79.
4. Ивакина, И. О-Э. О педагогических условиях развития интеллектуальной активности дошкольников в компьютерных играх. / И. О-Э. Ивакина //Дошкольное воспитание. – 1995 – №12. – С. 28-30.
5. Новоселова, С. Л. Компьютерный мир дошкольника. /С. Л. Новосёлова, Г. П. Петку – М. : Новая школа, 1997. – 128 с.
6. Осипова, Т. Г. Компьютерные программы для детей дошкольного возраста. / Т. Г. Осипова // Детский сад от А до Я. – 2003. – №1. – С. 149-161.