Нина Туча
Этапы развития семейного и домашнего воспитания в России
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие семейного и домашнего воспитания в России прошло несколько этапов :
1. Древние времена. Зарождение домашнего воспитания относится примерно к VI веку.
2. Зарождение феодального строя на Руси. Этот период относится к Х–ХII векам.
3. Эпоха Средневековья. Представители знатных сословий приглашали для своих детей домашних педагогов.
Публикация «Этапы развития семейного и домашнего воспитания в России» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
4. Период правления Петра I. В это время происходит изменение подходов в домашнем воспитании и обучении.
5. XVIII век. Детей учили иностранным языкам, танцам, прививали манеры поведения.
6. XIX век. Уделяется внимание обучению детей естественным наукам, литературе и родному языку.
7. Советский союз. Домашнее воспитание и обучение, гувернерство находились под запретом.
8. Современный этап развития образования. Он начался с 90-х годов XX века. В этот период происходит переориентация системы образования на личностно-ориентированную направленность.
Воспитание детей в семье – это процесс формирования и развития личности ребенка, осуществляемый родителями или другими близкими родственниками. Оно является одним из основных и наиболее значимых аспектов семейной жизни.
Сущность воспитания детей в семье заключается в том, что родители играют ключевую роль в формировании ценностей, норм и правил поведения, а также в развитии навыков и способностей у своих детей.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.
Именно в семье формируется эмоциональный строй человека, осваиваются язык и способы общения с другими людьми. Передавая ребенку, моральные нормы и правила поведения, семья задает нравственный тон всей его жизни. В семье вырабатывается отношение к общечеловеческим ценностям, таким как честность, ответственность, справедливость, доброта, верность, великодушие, самоотверженность.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. Все что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья.
Выбор методов семейного воспитания в первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности. Использование тех или иных методов воспитания детей в семье также зависит: от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители.
К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие: целенаправленности, научности, гуманизма, уважения к личности ребенка, планомерности, последовательности, непрерывности, комплексности и систематичности, согласованности в воспитании.
Демократический стиль семейного воспитания считают самым приемлемым и здоровым. В этом случае все члены семьи доброжелательны по отношению друг к другу, и в любом случае могут рассчитывать на поддержку родственников. В демократичной семье ее члены умеют договариваться, слышат и слушают друг друга, проявляя любовь и сочувствие.
Закон придает большое значение семейному воспитанию детей, потому что именно в семье закладываются мировоззренческие установки, традиционные ценности. Для помощи таким детям созданы специальные органы - органы опеки и попечительства. Они устраивают дальнейшую жизнь детей, определяя их в детские учреждения (детские дома, интернаты и др.) или в новые семьи.