Гульсиня Тулеганова
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности.
Публикация «Опыт работы „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, селу где он родился и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Известно, что дошкольное детство – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления об обществе, культуре. В этот период дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС регламентирует главные задачи в этом направлении:
-развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;
-формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;
-формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;
-развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС устанавливает формы работы с детьми :
-занятия в соответствии с темами;
-увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов);
-работа с родителями;
-экскурсионные поездки по достопримечательностям родного села, края, посещение музеев и выставок.
Я в своей группе начинала работу по нравственно-патриотическому воспитанию с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Старалась, чтобы каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. С маленького возраста я приучала их жалеть друг- друга когда кому-то было больно или трудно. Когда ребенок понимает, что его любят, поддерживают он чувствует себя спокойно,комфортно. Мы очень любим обниматься. Обнимаемся, когда мы радуемся обнимаемся, когда нам трудно. На сегодняшний день я вижу в детях дружелюбные отношения, сплоченность. Победу своего товарища мои воспитанники принимают, как за свою. Недавно, после шашечного турнира в группе, когда я объявила, что Идель занял первое место, а Элина второе, все начали поздравлять их с победой, радовались за них, а ведь в прошлом году Идель только участвовал, а Элина вовсе не умела еще играть. Ведь с воспитания чувства любви друг к другу, родной семье, родному детском саду, родной улице, селу где он живет, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.
Знакомя детей с родной страной и республикой, расширяю их представления о значении государственных символах России и Башкортостана. Воспитываю уважительное отношение к гербу, флагу России и родного Башкортостана. Формирую представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей развиваются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины. На прошлой неделе был конкурс, на патриотичную тему «Родина моя - реки и поля». Наши дети тоже участвовали, в своих рисунках дети отображали любовь к родному краю.
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям, быту своего народа. Для ознакомления с бытом башкирского народа, в нашей группе имеется центр башкирского быта. Здесь дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры, это место является и как место для уединения.
Также ознакомление детей с традицией, бытом и культурой башкирского народа происходит через дидактические игры : сбор пазлов, "На какую фигуру похож", "Из какого материала" и т. д. Дидактические игры имеют большое значение для развития внимания, мышления, памяти и других мыслительных процессов. Проводятся они в легкой и непринужденной форме, но все носят обучающий характер. Конечно же, все они направлены на ознакомление с башкирской культурой.
Знакомим с национальными блюдами, про некоторые из них дети сами рассказывают, как мама или бабушка дома готовит такое же блюдо.
В центре ознакомления с художественной литературой много башкирских народных сказок. Дети с удовольствием слушают, а после чтения сами подходят рассматривают иллюстрации и по рисункам пересказывают сказки. Так же даю детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаю их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борятся за справедливость, как спасают друг друга. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Большое место в приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники. В них фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Осенью наши музыкальные руководители провели праздник "Сумбуля", где участвовали и наши дети. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.
Недавно администрация детского сада организовал посещение музея, где дети ознакомились с уникальными народными музыкальными инструментами, даже разрешили им подержать. Руководитель музеем доступно в игровой форме рассказал детям про каждого инструмента.
В каждом нашем начинании родители детей всегда нас поддерживают, в просьбе не отказывают. Активно участвуют в жизни детского сада, участвуют в различных конкурсах, готовят детей к олимпиадам. В центре для родителей стараюсь ставить нужную информацию по теме.
Несомненно, чувство патриотизма многогранно. И итог работы подводить еще рано. Это не конец, а лишь самое начало. Но любой большой и длинный путь начинается с маленького первого шага.
Планирую и дальше работать в этом направлении, воспитывая в детях национальное самосознание, любовь и уважение к народной культуре, традициям, промыслам, истории.