Юлия Бударина
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы
«Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством игры».
Патриотизм – это не доблесть и не профессия, это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу, ко всему, что впитано с молоком матери.
Григорий Бакланов
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Актуальность : Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему городу.
Цель: формирование у детей нравственно – патриотических чувств; формирование духовно – нравственного отношения к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи:
1. Прививать любовь к родному городу, детскому саду, семье, родным людям.
2. Знакомить детей с родным городом, народными традициями и обычаями.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
4. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.
6. Воспитывать уважение к труду.
7. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей можно представить следующими темами: «Образ Я»; «Семья»; «Детский сад»; «Родная страна».
Каждая тема включает в себя разнообразные виды деятельности:
- занятия;
- беседы;
- наблюдения;
- чтение художественной литературы;
- сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры;
- тематические праздники, развлечения;
- целевые прогулки, экскурсии.
В начале учебного года запас знаний детей по темам нравственно-патриотического воспитания был небольшой. Некоторые дети знали название города, некоторые достопримечательности родного города; были знакомы с предметами народного быта (самовар, печка, изба); все дети знали 2-3 профессии (полицейский, врач, водитель) ; знали членов своей семьи.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт. В игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.
В связи с этим поставленные нами задачи мы решали в основном через игровую деятельность. Мы использовали разные виды игр:
- сюжетно-ролевые (разные сюжеты игр «Семья», «Детский сад», «Шоферы», «Строители»,
-дидактические( «Собери Матрешку», «Профессии», «Чей детеныш», «Наш дом», «Мамины помощники») ,
- подвижные («У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Хоровод», «Куры в огороде»,
-театрализованные (инсценировки сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок») и другие.
С целью расширения и обогащения социального опыта, для развития умения общаться, договариваться в основном используем сюжетно-ролевые игры.
Предлагая детям сюжетно – ролевые игры «Семья», «Детский сад» и др., мы рассказываем о структуре семьи, о том, какой она должна быть, чтобы всем было хорошо. Как родные люди должны жить в семье: мирно, дружно, без ссор, помогать друг другу, понимать и любить друг друга. Дети узнают, что в каждой семье есть свои традиции, их нужно знать и соблюдать.
И, таким образом, постепенно мы подводим детей к пониманию того, что такое семья, что она должна быть дружной и крепкой.
Для ознакомления с различными профессиями и трудом взрослых, а так же закрепления знаний, полученных ранее используются как сюжетно-ролевые, так и дидактические игры. Мы рассказываем детям о том, что взрослые много сделали для детей, и их труд надо беречь. Приучаем детей бережно относиться к окружающим их предметам, растениям, ко всему живому. Главная задача — вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь.
Особое место в формировании нравственно- патриотических качеств дошкольника занимают дидактические игры. В них развивается сообразительность, умение согласовывать свои действия с другими участниками игры, самостоятельно решать поставленную задачу. Так же дидактические игры можно использовать для ознакомления с разновидностями русской народной игрушки «Матрёшка», ознакомления с профессиями, с животными и их детенышами, а впоследствии и закрепления знаний по этим и другим темам.
Театрализованные игры используются с целью знакомства с народным творчеством, воспитания интереса к фольклёру, укрепления чувства дружбы, поддержки и взаимовыручки.
В процессе работы по нравственно-патриотическому воспитанию на конец года дети второй младшей группы:
-познакомились с понятием «Семья», с семейными взаимоотношениями;
-познакомились с различными профессиями;
-познакомились с российским флагом;
-узнали название родного города;
-познакомились с русской избой, предметами русского быта (люлька, печка, сундук, чугунок, ухват, самовар);
-познакомились с праздниками День защитника Отечества, Международный Женский день, Масленница;
-научились с помощью взрослых идти на уступки друг другу, договариваться, приходить на помощь взрослым и товарищам.