Светлана Гнилицкая
Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Ниткография
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Рисование самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ, Ниткография» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Ниткография. Рисование, аппликация, картины из ниток
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Нетрадиционные техники рисования открывают возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события.
Разрешите мне предложить Вашему вниманию одну из нетрадиционных техник рисования – «Рисование нитью или ниткография».
В процессе работы в технике «ниткография» развивается:
• Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
• Сенсорное восприятие (восприятие цвета, формы и величины, глазомер;
• Логическое и творческое мышление, воображение;
• Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т. п.);
• Художественные способности и эстетический вкус.
• Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь ниткография позволяет сделать подарок своими руками.
Данная техника может быть использована на занятиях в детском саду, осуществление которой в комплексе с другими видами художественной деятельности может быть эффективной в развитии творческих способностей старших дошкольников.
Рассмотрим все нюансы этого вида творчества, а также методические особенности проведения занятия рисунком с помощью ниток.
Что это такое?
Ниткография (сочетание слов «нитка» и «grafo» — пишу, то есть «пишу ниткой» или «рисую ниткой») – это создание картин с помощью ниток.
Основной целью художественно-эстетического развития дошкольников является пробуждение интереса у детей к изобразительной деятельности. Что касается целей использования нетрадиционных техник рисования, в частности, ниткографии, то к ним можно отнести:
1. формирование умения подбирать цветовую палитру для раскрытия смысла сюжета рисунка;
2. развивать способность видеть цельный образ по отдельным его элементам; совершенствовать мелкую моторику;
3. воспитывать положительное восприятие процесса творчества.
Виды и приёмы ниткографии, применяемые в детском саду
Есть 4 разновидности изобразительной деятельности с использованием ниток:
№1 — собственно ниткография (рис. 1)
Разновидность техники, с которой начинается знакомство малышей с изобразительными возможностями ниток. Обычно это происходит в средней группе.
Что нужно:
• шерстяные нитки (чем более ворсистой она будет, тем замысловатее получится изображение);
• краска (гуашь или акварель);
• 2 листа плотной бумаги (акварельные листы подходят идеально, но можно и обычные).
Инструкция:
1. Берём шерстяную нитку длиной 40–60 см.
2. Окунаем её в краску (гуашь удобнее использовать, чем акварель, оставляя чистый хвостик.
3. Выкладываем на листе бумаги (лучше брать плотные). Прикладываем чистый лист, прижимаем.
4. Не открывая верхний лист, за хвостик водим нить влево-вправо.
5. Снимаем верхний лист, убираем нить.
6. Дорисовываем узоры, которые оставила нитка, придумывая образы.
Лист основы можно сложить пополам и накрывать нить половинкой, тогда рисунок получится симметричным. Постепенно технику можно усложнять несколькими нитями, окрашенными в разные цвета.
рисунок 1
№ 2 — ниткопись (рис. 2)
В этом случае необходимы нити разных цветов, фактур, клей (ПВА или силикатный) и лист для основы. Ниткопись можно выполнять на ткани, тогда нитки просто выкладываются на основу. Клей использовать не нужно. Только вот картинки получатся временные — пока ниточки не осыпятся.
Инструкция:
1. На листе рисуем контур сюжета картинки (можно свой, а можно взять шаблон обычной раскраски).
2. Наносим клей по контуру.
3. Пока он не застыл, выкладываем нить и слегка прижимаем, чтобы она приклеилась.
4. Теперь по элементам заполняем рисунок нитками подходящих цветов.
Технику можно усложнять способом выкладывания ниток:
• по спирали;
• по кругу; ровными линиями;
• зигзагообразными линиями и т. д.
Рисунок 2
№3 — аппликация нитками. (рис. 3)
Как разновидность ниткописи вместо цельных ниток используются кусочки, то есть нити нарезаются небольшими отрезками, которыми засыпается пространство рисунка. Такой способ считается более удобным в работе с детками помладше. К тому же он не требует много времени на выполнение задания.
Знакомство с ниткописью цельной ниткой обычно происходит в старшей группе, в то время как освоение техники из кусочков применяется в средней, а иногда и во второй младшей (только в качестве 1–2 дополнительных элемента композиции).
Рисунок 3
Вариант №4 — изонить (рис. 4)
Техника выполнения изонить проста и доступна. Для ее освоения достаточно знать такие основные приемы:
- заполнение угла;
- заполнение окружности.
Освоение этого вида техники ниткографии начинается в старшей группе.
Что нужно:
картон (очень красиво смотрятся работы, выполненные на бархатной бумаге)
* нити различного цвета (швейные)
* игла с большим ушком
* ножницы
* шаблоны
* цветная бумага, фломастеры.
* бросовый материал (бусины, стразы и т. д.)
Перед началом работы обязательно напоминать детям о соблюдении правил безопасности.
Инструкция:
1. Короткая нитка быстро заканчивается, а длинная будет запутываться, поэтому оптимальная длина – обхват руки до локтя (показ правильного способа действия). После того как нитка отмеряна и вставлена в иголку, завязываем узелок.
2. Нарисуйте контур угла на изнанке картона, разделите изображение точками на одинаковые части. Для удобства сначала пронумеруйте точки: на одной стороне угла снизу вверх, а на другой сверху вниз и проколите каждую точку иголкой.
3. От шила дырочки получаются очень большими и грубыми, поэтому его используют только для толстого картона.
Гораздо более аккуратный вариант – прокалывать швейной иголкой, или иголкой с шариком на конце, булавкой. Чем меньше расстояние между делениями, тем рисунок получится более четким, но при этом его будет сложнее и дольше вышивать.
4. Заполните угол по схеме, контролируем правильность выполнения с лицевой и изнаночной стороны, дополняется элементами рисунка и аппликации. По окончании работы, для придания работе эстетичного вида, изнаночная сторона заклеивается белой или цветной бумагой.
рисунок 4
На мой взгляд, это самая увлекательная техника рисования ведь никогда не знаешь, что получится. Предлагаю Вам в дальнейшем попробовать использовать эту технику рисования в изобразительной деятельности с детьми, ведь дети очень любят осваивать всё новое и необычное, и это благоприятно повлияет на развитие творческих способностях наших воспитанников.