Светлана Лексакова
Русские народные игры как средство приобщения ребенка к традициям русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 1.
Уважаемые педагоги, вашему вниманию предлагается доклад Лексаковой Светланы Александровны воспитателя МКДОУ «Д/с № 3 «Одуванчик» «Русские народные игры, как средство приобщения ребенка к традициям русского народа».
Слайд № 2.
Публикация «Русские народные игры как средство приобщения ребенка к традициям русского народа» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества:
выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству.
Слайд № 3
Народные игры –
• Это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей.
• Приближают ребенка к прекрасному, порождают в сознании маленького человека любовь к доброте.
• Выдержали испытание временем, отшлифовались годами и представляют для педагогов истинную школу нравственности.
• Одно из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средство приобщения к национальной культуре.
•
Слайд № 4
Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.
Слайд № 5
Значение народной игры :
Образец высокого педагогического мастерства;
Оказывает влияние на воспитание ума, характера воли,
Развивает нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.
Слайд № 6
Структура народной игры :
Единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры.
Игровой зачин («считалка», «жеребьевка»).
Начинается с определения водящего или разделения играющих на две группы.
Слайд № 7
Классификация русских народных игр :
• Пальчиковые
• Игры-забавы
• Игры-ловишки
• Хороводные игры
• Игры, отражающие отношение человека к природе
• Драматические игры
• Бытовые игры
• Состязательные игры
• Сезонно –обрядовые.
Слайд № 8, 9
Пальчиковые игры. Движения пальцев ребенка соединяются с короткими ритмическими стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми.
К ним относятся русские народные игры : «Замок», «Бабушкины пирожки», «Этот пальчик хочет спасть», «Птички-невелички», «Братья-лежебоки», «Пастушок», «Банька», «Пианино», «Едут-едут бабка с дедом» и другие.
Слайд № 10, 11
Игры-забавы. В этих играх необходимо проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.
К этим играм относятся : «Земля – Вода – Небо», «Бабки», «Городки», «Горелки», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», «Котлы», «Ляпка», «Пятнашки», «Платочек-летуночек», «Считалки», «Третий – лишний», «Чижик», «Чехарда», «Кашевары», «Отгадай, чей голосок», «Веревочка под ногами» и др.
Слайд № 12
Игры-ловишки. Игры в которых воспитываются такие психофизические качества как, ловкость, быстрота, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
К таким играм относятся: «Колдуны», «Хвост и голова», «Горячее место», «Капканы» и др.
Слайд № 13
Хороводные игры. Это целый ряд детских игр, который основан на соединении песни с движением. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой.
К таким играм относятся: «Где был, Иванушка?», «Берёзка», «Гуси и волк», «Колпачок (паучок)» и другие.
Слайд № 14, 15, 16
Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
Сюда относятся русские народные игры : «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо»,» Хромая лиса», «Филин и пташки». «Лягушата», «Медведь и медовый пряник», «Зайки и ежи», «Ящерица», «Хромой цыпленок», «Оса» и их различные варианты.
Слайд № 17
Драматические игры. В основе этих игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей.
Это маленькие, разыгрываемые детьми пьески, персонажами их могут быть люди, животные, птицы, прием все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость.
Игра сопровождалась пением песенок, пантомимой.
Слайд № 18, 19
Бытовые игры. Игры, отражающие повседневные занятия наших предков - «Быт русского народа».
Это такие игры как : «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись рыбка». «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка», «Продаем горшки», «Защита укрепления», «Захват флага», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты.
Слайд № 20
Состязательные игры. Игры, отражающие стремление детей стать сильнее, победить всех.
Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Состязание может быть простым, например, в беге, прыжках, в ловкости, и усложненным, то есть с применением какого-либо инвентаря: веревок, мячей, шаров, палок, камешков.
В этом разделе применяются игры : «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем, «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Тяни за булавы», «Борящаяся цепь», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг». «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты.
Слайд № 21,22
Сезонно-обрядовые.
Игры проводятся в определенное время года
Соответствуют русским народным праздникам.
К таким играм относятся: «Катание яиц», «Заря», «Петушки», «У Салохи», «Богатырское двоеборье» и другие.
Слайд № 23
Использование русских народных игр в воспитании дошкольников помогает духовному совершенствованию личности ребенка, расширению его историко-культурного кругозора, повышению уровня национального самосознания, способствуют приобщению ребенка к традициям русского народа.
Слайд № 24 Спасибо за внимание.