Татьяна Проскурякова
Логические блоки Дьенеша как средство развития математических представлений дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Каждый ребёнок должен быть всесторонне и гармонично развит - именного этого хочет каждый педагог. А ребенок, в свою очередь, хочет играть. Вот именно поэтому мы рассматриваем игру как основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте. Многие образовательные методики содержат в себе и обучение, и игру.
В. А. Сухомлинский сказал : «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития», тем самым подчёркивая важность и необходимость игры для всестороннего развития ребёнка.
Публикация «Логические блоки Дьенеша как средство развития математических представлений дошкольников» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Логическое мышление
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для решения именно таких задач как- математическое развитие детей, как нельзя лучше подходят логические блоки З. Дьенеша. Известная каждому педагогу система Золтана Дьенеша действует именно через игру.
Дети могут осваивать сложнейшие логические и математические концепции и системы непосредственно в процессе игры. Исходя из этих принципов,З. Дьенеш разработал теорию «новой математики и придумал свои логические блоки».
Классическим вариантом логических блоков Дьёныша является набор из 48 различных фигур: двух разных видов и размеров (большие и маленькие, толстые и тонкие); четырех форм (круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные); трех цветов (красные, синие, желтые);
В наборе нет одинаковых фигур. Каждая из геометрических фигур характеризуется четырьмя основными свойствами – форма,цвет, толщина и величина.
Вполне целесообразно упростить набор до 24 геометрических фигур, исключив толстые или тонкие фигуры для детей, начинающих знакомиться с кубиками Дьенеша, В игре можно оставить только тонкие или только толстые геометрические формы. В таком варианте фигуры имеют отличие лишь по трём признакам:величина, форма и цвет.
Интересно то, что использование данных блоков в играх с детьми способствуют развитию у детей простейших математических способностей и логических структур мышления.
Обучение детей решению логических задач на разбиение по свойствам,умение выявлять в объектах различные качества, уметь их называть, замечать их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, два или более свойств, обобщать объекты по одному, двум или трем признакам с учетом наличия или отсутствия этих признаков и является основной целью использования блоков Дьёныша.
Приведем некоторые примеры дидактических игр с использования логических блоков Дьеныша :
1. «Найди все фигуры как эта» (по цвету,по размеру, форме). «Найди не такую фигуру, как эта» (по форме,по цвету, размеру).
2. «Второй ряд». Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету; такой же формы, но другого цвета (размера);
3. «Домино». В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному.
Например:
- фигурами другого цвета (формы, размера);
- фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы;
- фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);
- такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету);
- ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.
Тема логических блоков Дьенеша является очень интересной для изучения. Данный набор – потрясающее поле для деятельности и развития детей, Игры с блоками, разной сложности, объединяет взрослого и ребёнка. В ходе этих игр дети учатся классифицировать и обобщать, выделять качества предметов, сравнивать, развивает способности к логическим действиям.
У игр с блоками Дьёныша существует три варианта сложности:
1 вариант: дети пытаются оперировать одним свойством (например, среди фигур нужно найти только красные,
2 вариант: ребёнок осваивает 2 свойства (к примеру, сложить цепочку из фигур, чтобы каждая следующая была такой же по цвету, но другой по форме,
3 вариант: ребёнок осваивает три свойства.
Существуют различные пособия и альбомы. Так же к набору с блоками всегда прилагается инструкция, которая достаточно подробно знакомит с методикой Дьенеша. Данную методику можно применять в обучении детей с самого раннего возраста (начиная с 2-х лет, что является огромным плюсом.
Итак, делая выводы мы отмечаем, что Блоки Дьенеша:
- знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
- способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
- помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
- дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
- способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами «и», «или», частицей «не» и т. д.
- помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
- развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.
Такова роль использования логических блоков Дьеныша в математическом развитии дошкольников.