Тонкова Елена
Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология
▼ Скачать + Заказать документы
«Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология» размещена в разделах
В условиях современной реальности, в эпоху интеграции и глобализации границы между культурами и нациями стираются, нравственные ценности унифицируются. Однако потеря национальной идентичности, утрата нравственных идеалов являются оборотной стороной медали «единого мирового пространства».
Именно поэтому, в современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно-патриотическое воспитание. Развивать у детей понимание ценности культурного наследия своего народа и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Руководство нашей страны в последние годы уделяет весьма значительное внимание обозначенной проблеме.
Начальная ступень образования – это дошкольное образование, где закладываются основы мировоззрения маленького человека, формируются основы личности гражданина Российской Федерации.
Именно здесь мы помогаем детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси, доносим до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры. Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребенок приобретает первые жизненные ориентиры.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:
• формирование нравственно-духовных особенностей личности;
• формирование чувства гордости за свою нацию;
• формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
• формирование толерантной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
В процессе работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.
И одним из первых вопросов в русле нравственно-патриотического воспитания дошкольников - это вопрос о том, как сделать процесс воспитания не только максимально эффективным, но и интересным для детей и их родителей, как полноправных участников воспитательно-образовательного процесса.
Существует немало методик и технологий нравственно– патриотического воспитания, но особое внимание сегодня, хотелось бы уделить музейной педагогике, как современному направлению в педагогической системе, которое играет большую роль в формировании мировоззрения ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.
«Воспитывать – это значит приобщать ребенка к миру общечеловеческих ценностей.
Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, т. к. музей располагает истинными ценностями.
Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнёрскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т. е. неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
Работа по внедрению технологии музейной педагогики в процесс формирования нравственно-патриотических ценностей протекает в несколько этапов.
На первом этапе дети знакомятся с такими понятиями как «музей», «экспозиция», с правилами поведения в музее; для детей организуются виртуальные экскурсии по знаменитым музеям мира. Для родителей оформляются консультации, папки – передвижки, организуются виртуальные экскурсии на родительских собраниях.
На втором этапе детям предлагается готовый мини-музей. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
Мини-музей - это особая форма работы с детьми и родителями, это способ «погружения» детей в информативную, новую и необычную предметную среду, это возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, сверстниками и педагогами. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
На этом этапе происходит осознание детьми отличий мини-музея от музея настоящего, исследуются пути формирования экспозиции и прослеживается история каждого экспоната.
Для родителей также организуются экскурсии по существующим мини-музеям, оформляется наглядная информация, способствующая повышению заинтересованности родителей воспитанников технологиями музейной педагогики.
На третьем этапе дети и их семьи включаются в процесс создания тематического мини-музея : участвуют в сборе экспонатов, оформлении экспозиции, подготовке экскурсоводов, разработке методов и приемов интерактивного взаимодействия с содержимым мини-музея.
Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственно-патриотического воспитания детей выделены следующие принципы:
1. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.
2. Выделение образца-эталона в группе однородных с переводом восприятия ребенка на группу однотипных экспонатов.
3. Кратковременность экскурсий
4. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
5. Доступность.
6. Наглядность.
7. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).
8. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
9. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
10. Обязательное сочетаний предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог А. У. Зеленко. Он считал, что детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.
Методы, используемые в музейной педагогике, многообразны и подходят для детей всех возрастных групп. Это такие методы как:
• погружение в прошлое,
• манипулирование с музейными предметами,
• вопросно-ответный метод,
• интерактивный прием – использование листов активности,
• сюжетно-ролевая игра с переодеванием,
• обыгрывание ситуаций,
• мини-спектакли,
• смена интерьеров,
• экскурсия по выставке,
• демонстрация экспонатов,
• эвристическая беседа и так далее.
В завершении хочется отметить, что перед дошкольной педагогикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для нравственно-патриотического воспитания детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них исторической памяти, толерантности к сверстникам и взрослым людям, гуманного отношения к природе, любви к национальной культуре. Формирование личности ребенка, его определенной духовно-нравственной позиции – это сложный педагогический процесс.
Огромную помощь в этом процессе может оказать музейная педагогика как инновационная педагогическая технология воспитании дошкольников, сделав процесс формирования личности ребенка эффективным и результативным для педагога, увлекательным и занимательным для детей.
Литература
1. Воронович В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В. М. Воронович. N 12. – 2007.
2. С. Малюшова, Н. Здравствуй, музей/Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29.
3. МаханеваМ. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М. : Аркти, 2005.
4. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : ТЦ “Сфера”, 2006.
5. Рыжова Н. А. и др. Мини-музей в детском саду. – М., 2008. 256 с.
6. Рыжова Н. А. Музейная педагогика в детском саду. Исторические мини-музеи. Приложение к журналу «Дошкольное образование» №22 2010г. 6с. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики : путешествие на машине времени / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
7. Оршанский Л. Г. Игрушки. Приложение к журналу «Дошкольное образование» №13 2010 год.
8. Пискорская Т. Ю. Роль традиционной культуры в декоративно-прикладном творчестве детей / Т. Ю. Пискорская // Детское творчество и музей. – СПб., 2005.