Анна Евсеева
Опыт работы «Взаимодействие педагога с родителями в процессе работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие педагога с родителями в процессе работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Воспитатель : Евсеева А. В.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование. Приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Поэтому очень важно тесное сотрудничество педагогов и родителей.
Публикация «Опыт работы „Взаимодействие педагога с родителями в процессе работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Основной целью работы с родителями является вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:
– выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;
– вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
– внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями, активизация их участия в жизни ДОО.
– создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
– повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.
Из опыта своей работы с родителями детей с ТНР, я хотела бы поделиться тем, что взаимодействие с родителями в группе, проходит как в традиционных так и нетрадиционных формах.
К традиционным относятся задания логопеда для выполнения с детьми различных упражнений и заданий по автоматизации поставленных звуков речи, закреплению лексико-грамматических тем, подготовки руки к письму и др.
Регулярно обновляя информацию в «Родительском уголке», стараюсь выставлять для родителей наглядную информацию на стенде в виде папок с рекомендациями по закреплению полученных знаний.
Провожу родительские собрания («Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы», «Итоги коррекционной работы за год»); тестирование и анкетирование родителей, что позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей.
Провожу консультации, например: «Учите детей общаться», «Роль семьи в воспитании дошкольников», «Факторы успешного речевого общения» и др. ; индивидуальные консультации для родителей совместно с учителем-логопедом, на которых совместно с детьми родители разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях.
Также регулярно провожу беседы с родителями как групповые так и индивидуальные.
В дни открытых дверей родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще - поработать).
А так же предлагаю рекомендуемую литературу, материал по формированию звукопроизношения и развития связной речи, которая периодически обновляется.
Мной был организован тренинг для родителей «Мы вместе», который был направлен на гармонизацию отношений взрослых и детей.
На мой взгляд, такое мероприятие гораздо эффективнее, чем традиционное родительское собрание, поскольку за короткий промежуток времени позволяет решить целый ряд задач:
- Знакомство родителей с особенностями коррекционной -развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ;
- Демонстрация знаний, умений и навыков которыми овладели дети за данный период;
- Взаимодействие педагогов, родителей и детей.
Еще оной нетрадиционной формой взаимодействия с родителями стало изготовление «Книжек-малышек», в которых дети совместно с родителями сочиняют сказки или рассказы про разных героев. У большинства детей речевой группы имеются нарушения связной устной речи : они не умеют пересказывать, составлять развернутые, красочные рассказы по картине, рассказы из собственного опыта. Темы для составления домашних рассказов и сказок предлагается воспитателями в соответствии тематической неделей. После составления рассказа или сказки ребенком родитель записывает его в мини-книжку, помогает сделать ему рисунок или приклеить картинку либо фотографию героя. Все рассказы и сказки прочитываются и обсуждаются в группе, устраивается выставка книжек-малышек.
Также был проведен долгосрочный информационно-творческий проект «Сказка за сказкой», который помог сформировать у детей устойчивый интерес к сказке, к книге и чтению. Так же проект помог приобщить родителей к совместной деятельности с детьми.
Регулярно выставляю родителям в мессенджерах видеоролик «Ныша жизнь в детском саду», который дает возможность родителям всегда быть в курсе того, что происходит в группе, чему новому дети научились, что желательно закрепить в домашних условиях. А также позволяет родителям увидеть своих детей в различных режимных моментах.
Применение различных форм взаимодействия с родителями дает положительные результаты: они более активно участвуют в жизни группы и сада, больше общаются между собой и делятся успехами и неудачами своих детей, больше уделяют внимание домашним заданиям с детьми и самое главное- правильно подходят к выполнению того или иного задания.
Я с уверенностью могу сказать, что ни одна, даже лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется во взаимодействии с семьей.
Таки образом, многолетний опыт в детском саду показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса.