Светлана Липаева
Сообщение из опыта работы воспитателя «Работа с интеллектуально одарёнными детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребёнок неповторим, но при всём индивидуальном своеобразии педагогу необходимо оценить реальные проявления детской одарённости.
Андрей К. (01.07.2009) и Полина Б. (01.02.2009) были моими воспитанниками в 2013-2016 учебных годах. Характерные черты одарённых детей проявились сразу в познавательной деятельности, в поведении, в общении со сверстниками и взрослыми. Высокий уровень интеллектуальных качеств был заметен ещё во время диагностического обследования планируемых результатов освоения детьми программы по возрасту. Знание итогов оценки мониторинга детского развития помогло мне в последующем построении индивидуального маршрута образовательного процесса с воспитанниками.
Публикация «Сообщение из опыта работы воспитателя „Работа с интеллектуально одарёнными детьми“» размещена в разделах
Одной из первых характеристик, отличающих одарённого человека, стала любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берёт своё начало от любопытства. Любопытство – жажда новизны, интеллектуальный стимул ребёнка. Проявление любознательности тесно связаны с положительными эмоциями. Умственно одарённые дети получают удовольствие от умственного напряжения, подобно одарённым спортсменам, получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок. Кроме эмоций этими детьми была проявлена воля, которая важна и значима с точки зрения детской одарённости. Воля наиболее отчётливо обнаруживает мотивированную потребность преодоления всех трудностей познания. А в воспитании одарённых детей очень важно, чтобы любопытство переросло в любовь к знаниям – любознательность и познавательную потребность. Искренний интерес к миру. Проявляющийся в поисковой активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться – это залог интеллектуального превосходства.
Дети во время воспитательно-образовательной деятельности проявили хорошую память, энергичность. Были увлечены своим делом, быстро приобретали интеллектуальный опыт, демонстрировали ярко выраженную независимость. Стремление контактировать с взрослыми и помогать сверстникам, желание постоянно высказывать свои знания и показывать практические умения и навыки.
Полина и Андрей проявили одно из важнейших качеств одарённости – это способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим всё представляется ясным и понятным. Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека.
Тематическое планирование образовательной деятельности помогло мне постепенно расширять детский кругозор «от простого сложному», развивать познавательные способности, контролировать познавательную самодеятельность. Речь идёт о стремлении к постоянному углублению в тему, проблему. Для одарённого ребёнка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей новой работы. В этой способности не «гаснуть» в полученном ответе, а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие.
Находить что-то новое и отбирать полезную информацию для интеллектуальной познавательной деятельности мне подсказывала активная жизненная позиция детей. Так в преддверии темы «День защитников Отечества» я читала и рассказывала о профессиональных и человечных качествах бойцов. Это заинтересовало ребят. Мы составили кроссворд «Защитники Отечества», поиграли в интеллектуальную игру «Блиц-опрос: что поможет бойцу в трудную минуту?», во вторую половину дня провели вечер загадок-описаний «Наша армия родная». Вместе с родителями ребята собрали информацию для познавательного вечера «Их подвиг помнит Россия», составили презентацию «Мой папа служил в армии России». Сюжетная игра «Как выжить на необитаемом острове» стимулировала активное проявление познавательной осведомлённости, логики мышления, умения искать и отбирать полезную информацию, воспитывала чувство патриотизма, желание прийти на помощь в трудную минуту.
Апробация новой парциальной Программы «Будь здоров, как Максим Орлов!» автора Аристовой Ю. стала мощным толчком в стимулировании развития познавательных способностей в такой области жизнедеятельности как сохранение и укрепление здоровья. Вместе мы играли и путешествовали на «Поезде здоровья» по станциям «Здоровая пища», «Охрана здоровья», «Физкульт- Привет!», беседовали «Почему полезные привычки здоровью помогают?», использовали метод незаконченных предложений «Для меня будь здоров – это …», сочиняли сказку «Если хочешь быть здоров». Вместе с родителями Полина и Андрей составили познавательный рассказ «История зубной щётки». Проявить интеллектуальную осведомлённость по этому вопросу дети смогли на Спортивном празднике «День здоровья». Здесь они перевоспитывали героев поэмы «Будь здоров, как Максим Орлов!»- мальчика Колю Булкина и вирус Грипп, подружились со спортивно одарённым ребёнком Максимом Орловым.
Транслировать имеющиеся знания другим и применять их на практике дети смогли в интеллектуальных играх – «Знатоки» на тему «Энгельс – город родной», посвящённый празднованию дня города и игре «Что? Где? Когда?» на экологическую тему. Перед игрой «Знатоки» воспитанники группы сами выбирали капитанов команд. Так Андрей К. стал капитаном команды «Покровчане», а Полина Б. капитаном команды «Энгельсситы». К конкурсу капитанов ребята подготовились серьёзно, дома вместе с родителями изучали геральдику родного города. Результаты знаний истории и достопримечательностей города Энгельса оценивало строгое жюри. В интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» Андрей К. отлично справился с ролью капитана знатоков родной природы, и Полина активно помогала команде выиграть призовое место у команды взрослых – педагогов МБДОУ №66. В итоге результат игры «Что? Где? Когда?» 6:0 в пользу ребят группы №4.
Широта интересов – другое характерное качество для одарённых детей. Им многое удаётся, многое по душе и поэтому им хочется пробовать себя в самых разных сферах. Так познавательный интерес появляется у детей к выращиванию рассады во время подготовки открытого мероприятия «Совместная деятельность по организации труда «Посев семян» с детьми подготовительной к школе группе №4 для детей с нарушением зрения к педагогическому совету на тему «Организация трудовой деятельности дошкольников». Вместе с семьёй Полина вырастила необыкновенной красоты травку для «живой» валентинки, чтобы подарить её воспитателям. Андрей вместе с бабушкой Натальей Ивановной посеял семена огурцов, которые дали хорошую всхожесть. Затем были высажены на даче в грунт и принесли отличный урожай. За процессом роста рассады мы наблюдали в группе на «Огороде на окошке», вели «Лист наблюдений».
Результатом развития интеллектуальных познавательных способностей, воображения и социальной адаптации стало участие одаренных детей Андрея и Полина во многих творческих конкурсах: «Презентация фотоальбома «Мой любимый город Энгельс», конкурс поделок «Космос 55», участия в практической части музыкального проекта «Творчество композитора П. И. Чайковского», участие в блоке на тему «Блокада Ленинграда» в рамках проекта посвящённого празднованию 70 – летию Победы в ВОВ «Великой Победе посвящается» и многих других.
В этом 2016-2017 учебном году с детьми среднего возраста с нарушением зрения я продолжаю работу в этом направлении. Наблюдая за новыми воспитанниками, стараюсь не пропустить «звоночек» от одарённых детей.
Вывод: можно ли сделать ребёнка одарённым в одной или нескольких областях, вырастить гения? Нет, к сожалению, нельзя. Одарённость – это не приобретённое свойство, это дар, заложенный на генном уровне. Но это совершенно не означает, что ребёнка (любого) не нужно развивать. Нужно, ещё как! Просто главное – определиться, в какой области у маленького человека способности. Помните, у ребёнка должно быть детство – с прочитанными книжками, пойманными жуками, разбитыми коленками и прочими детскими глупостями.
Рекомендации: в любом дошкольном учреждении необходимо создавать условия оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявилась. А также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.