Светлана Захарова
Опыт работы «Речевой дворик» как форма речевой развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно по требованиям ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна быть : содержательно-насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной.
Данные требования можно реализовать при помощи организации «Речевого дворика» в группе.
Основными элементами «Речевого дворика» являются «чудо-дерево», «дидактический домик», «речевая беседка», «волшебный сундучок».
Чудо-дерево появляется первым.
Публикация «Опыт работы „Речевой дворик“ как форма речевой развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Введение образа дерева можно провести примерно так. Воспитатель напоминает детям сказку К. И. Чуковского «Чудо-дерево» : «В сказке на «чудо-дереве» росли не листочки, не цветочки, а чулки да башмаки. В нашей группе тоже появилось необычное деревце. На нем будут появляться для нас подарочки и сюрпризы, интересные загадки и задания. Какие? Мы скоро узнаем».
Дерево можно сделать по-разному. Это может быть плоскостное изоб-ражение на стене с набором крючков (разного цвета, на которых в последующем будут появляться картинки, письма с игровыми упражнениями и заданиями для детей.
Крону дерева можно сделать по принципу книги. Тогда диапазон использования пособия резко расширяется. Например, на одних разворотах воспитатели готовят задания под разные речевые задачи для всей группы; на других — упражнения для подгрупповой или индивидуальной работы с детьми.
Деревом может стать ветка от настоящего дерева. Картинки и послания (задания детям) развешиваются на веточки.
Дидактический домик используется в индивидуальной и подгрупповой работе. А можно сделать его из большой коробки. Вокруг домика разворачиваются разные события. Домик заселяют разные персонажи, которые в течение года играют в прятки и другие игры, встречают и провожают гостей, путешествуют, их ждут разнообразные встречи и т. д.
Пространство речевой беседки достаточно огородить ширмами и поставить детский столик и два стульчика.
На столике лежат пособия, необходимые для индивидуальной и подгрупповой работы : сюжетные и предметные картинки; наборы картинок для отработки звуков; карточки с фотографиями (картинками, костюмы и атрибуты для ряжения.
Волшебный сундучок – это своеобразный накопитель наглядного мате-риала и атрибутов для речевой деятельности.
Пространство «речевого дворика» можно дополнить плетеными корзинками, деревянными ящичками, «пенёчками», в которых и на которых также будут пособия и материалы для развития мелкой моторики рук, различные поддувалочки (листочки, пушочки, бабочки, лодочки и др., книги и др.
Полифункциональность и трансформируемость «речевого дворика» даёт нам возможность разнообразить использование различных составляющих предметной среды (детской мебели, мягких модулей, атрибутов) для активизации речевой деятельности воспитанников.