Наталья Медведева
Развитие речи в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей. Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:
• расширение, обогащение и активация словаря;
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• воспитание звуковой культуры речи;
• формирование правильной разговорной речи;
• развитие связной речи.
Свою практическую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста мы строим на следующих основных принципах: на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей отборе материала; интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); активного включения детей.
Мы используем потешки для сна, кормления, прогулки и др. Все это вызывает положительный эмоциональный отклик у младших дошкольников, желание еще раз их слышать и запомнить. Малыши слушают их, просят повторить хорошо знакомые и любимые.
Без правильного обеспечения развития, невозможно развитие речи, как средства общения между сверстниками, поэтому мы максимально уделяем внимание обогащению как активного, так и понимаемого словаря ребенка, вводим общеупотребляемые существительные, глаголы, прилагательные, наречия. А также при общении с ребенком проявляем внимание, заинтересованность, как можно больше говорим с ним на разные темы. Считаю необходимым продолжать учить говорить в течение всего дня! Говорить во время игры, говорить во время одевания и раздевания, во время кормления, умывания, говорить во время прогулки и т. д.
В младшем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадает им в руки, в поле их зрения, задают множество вопросов. Этим обязательно необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует. При этом поощряем самостоятельные рассуждения ребенка и радуемся его достижениям вместе с ним.
Главная наша цель говорить с ребенком, чтобы он не только слушал, но и слышал, понимал, о чем я хочу ему рассказать, чтобы в дальнейшем он использовал свои знания в общении со сверстниками. В нашей младшей группе есть дети, которые плохо говорят или не говорят вообще. На них обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю не только их пассивный словарь, но и активный, направляя детей на оречевление своих действий. Также проводим образовательную деятельность по развитию речи, где используем самые разнообразные задания, предполагающие ответ: найдите, покажите, выберите, принесите, сопровождаем действия речевыми высказываниями и активизируем речь детей (добиваясь ответа). Эти задания не только оживляют занятия, предоставляя маленьким детям возможность подвигаться, сменить позу, но и позволяют выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка. На занятиях дети отвечают индивидуально и хором. Используем в работе разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов (русские народные песенки «Тили-бом», «Заинька, приходи…», «Ладушки, ладушки…»и др.).
Работая с детьми, мы пришли к выводу, что не все дети одинаково воспринимают речь воспитателя. У каждого ребенка существуют свои особенности развития речи, свои речевые нарушения. В данной группе обязательно необходима наглядность для стимулирования речевого общения ребенка.
Мы стараемся как можно больше активизировать речь детей вне занятия (на прогулке, во время игры – в каждом режимном моменте). Все время говорим с ними, спрашиваем, дополняем их ответы, подсказываем. Таким образом, формируем первоначальные навыки речи.