Елена Викторовна
Развитие речи детей через общение с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Пыльнова Елена Викторовна, воспитатель МДОУ детский сад № 11 «Солнышко» «Развитие речи через общение с природой» Актуальность выбранной темы я увидела в том, что именно природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого ра-звития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает массу разных переживаний, развивает наблюдательность, речь. В начале учебного года я провела мониторинг по изучению познавательно-речевых навы-ков у детей через общение с природой. 60 % опрошенных детей имеют определенный объем знаний, но отвечают с помощью наводящих вопросов, словарный запас очень бе-ден. Дети (40%) знают ответы на вопросы, но сформулировать самостоятельно ответ за-трудняются, не знают как правильно построить предложение, обобщающие понятия ис-пользуют очень редко. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияет на психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности и поведении. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Работая над этой темой, я поставила перед собой цель : повышение своего теоретическо-го, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; системате-зировать работу по реализации системы мероприятий, направленных на познавательно-речевое развитие детей через общение с природой. Для решения задач я использовала следующие методы и приемы : наглядные : непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии, наблюдения в уголке природы); опосредованное наблюдение ( изобразитель-ная наглядность: рассматривание предметов и картин, рассказывание по игрушкам и кар-тинам). Словесные : чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть; пересказ; обобщающие беседы; рассказывание без опоры на наглядный мате-риал. Практические : дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидакти-ческие упражнения, пальчиковые игры и упражнения. Для решения поставленных задач по выбранной теме, я составила календарный план ра-боты по лексическим темам, разработала конспекты занятий, изготовила альбом мнемо-таблиц по лексическим темам, пополнила картотеку пальчиковых игр и динамических па-уз, картотеку наблюдений и прогулок, картотеку дидактических игр по экологии. Пополнила развивающую среду дидактическими играми, макетами, познавательной и ху-дожественной литературой о природе. В уголке природы с детьми организовали весной «Огород на подоконнике». Родители – помощники, они могут обогатить детские впечатления в выходные и праздни-чные дни, побывав на экскурсии в зоопарке, в поездке на природу, на лыжной прогулке, совместное с детьми изготовление поделок из природного или бросового материала. Работа с родителями была запланирована в соответствии с возрастными задачами. Основная цель – вовлечение родителей в деятельность по речевому развитию детей. На начало года (сентябрь) было проведено анкетирование родителей на тему «Природа и дети», что позволило составить план мероприятий с родителями по теме самообразова-ния «Развитие речи через общение с природой». Родители совместно с детьми принимали участие в конкурсах : «Осенние фантазии», «За окошком Рождество», экологических акциях «Кормушка для зимующих птиц», «Сквореч-ник на каждое дерево». Также были оформлены мной советы родителям по теме «Полезные игры». Проведено групповое родительское собрание по теме «Природа и ребенок». Был создан фотоальбом «Природа и дети». Развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дош- кольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течении всего педагогического процесса. Реализация предложенной системы развития речи детей, использование наглядных, ре- чевых методов позволили : - активизировать речь детей с помощью игр экологического характера; - развивать связную речь, обогатить и активизировать словарный запас; - вызвать интерес детей к объектам природы. Проанализировав результаты своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Диагностика детей на конец учебного года показала, что дети научились наблюдать, срав-нивать, сопоставлять, устанавливать причинно- следственные связи. А самое главное, дети научились внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями; обогатился словарь детей; они умеют использовать разные части речи в то- чном соответствии с их назначением и целью высказывания; многие дети научились само- стоятельно составлять рассказы о содержании картин, составлять загадки-описания о пре-дметах (игрушка). Сделав сравнительный анализ результатов мониторинга, показал: на конец учебного года преобладает средний уровень, он увеличился на 12 % ; на конец учебного года дети име- ют высокий уровень и он составляет 13 % детей; низкий уровень составляет 15% детей, он уменьшился на 25 %. Перспективы на следующий год: 1. Продолжать работу по теме «Развитие речи детей через общение с природой. 2. Обогатить развивающую пространственную среду. 3. Изучить новинки методической литературы. 4. Продолжать работу по разработке новых игр и конспектов по данной теме. Литература С. Н. Николаева Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. – М. : Моза-ика – Синтез, 2013.- 120 с. : цв. вкл. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуа- ции с игрушками разного типа и литературными персонажами : пособие для педагогов дошкольных учреждений / С. Н. Николаева, И. А. Комарова. – М. : Издательство ГНОМ, 2014. – 128 с., (4) л. ил. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: экология для малышей. – М. : Прометей; книголюб, 2015.- 104 с. (Развивающие сказки для детей). Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. О. С. Ушакова Творческий центр «Сфера», 2014.